• Радио России-Чита:

    Тема дня

    Тема разговора - нововведения в земельных вопросах. Федеральный закон...

    Утренняя студия

    Подведены итоги сельскохозяйственного года в Забайкалье. Об...

  • Радио Маяк-Чита:

    Брокен News

    Станкостроительный завод в посёлке Энергетиков продают в Чите на...

    Курс на Маяк

    5 декабря отмечается Всемирный день добровольца. В студии специалист...

  • Погода и курс валют:


    Доллар США:

    63,7185 рублей

    Евро:

    70,7594 рублей

Многогранная жизнь потомков семейских переселенцев Худяковых, Андрея Васильевича и Анны Макарьевны

0 0

История староверов начинается с церковного раскола, когда против воли людей насаждались новые традиции и обычаи. Первоначально жизнь старообрядцев на Руси была очень тяжелой. Их объявили вне закона, подвергли гонениям, пытали, сжигали в срубах. Многие бежали и обосновались на реках Буге, Ветке и Соже, на территориях, тогда принадлежавших Речи Посполитой, а сейчас расположенных на границах Украины и Белоруссии. Там староверы могли совершать обряды в соответствии со своими обычаями и не бояться наказания. 

В 1762 году Екатерина II подписала указ о приглашении старообрядцев вернуться в Россию. Правительница разрешила староверам "селиться особливыми слободами", "носить бороды" и простила им все преступления. Но свободолюбивое население ветковских слобод не вернулось. И в 1764 году, используя политическую раздробленность Польши, Екатерина посылает армию, чтобы возвратить старообрядцев в Россию, а затем отправить в Сибирь. Так около 20 тысяч людей, захваченных двумя полками, двигались с конными обозами за Урал в сопровождении конвоя.

Несмотря на конвой, процесс переселения староверов в Сибирь проходил постепенно и мирно. Дорога была очень долгой и тяжёлой, семейские шли пешком несколько лет. По ходу пути старообрядцы останавливались и возводили свои собственные поселения, строили добротные дома и устраивали быт. Они не приближались к уже существующим деревням, а размещались преимущественно в горах и в лесу.

Деревни староверов преобразили окрестные пейзажи Забайкалья. Семейские переселенцы смогли правильно использовать и обустроить огромные земельные пространства плохо освоенного тогда Забайкальского края. Всюду, даже на горных склонах, раскинулись пашни.  

Первоначально переселенных староверов именовали "поляки" или "польские выселенцы", о чём свидетельствует академик П.С. Паллас, посетивший Забайкалье в 1772 году. Позже старообрядцы получили от деревенских старожил название «семейские», ввиду их прихода в Забайкалье большими сплоченными семьями.

Так к началу XIX века в Забайкалье образовалась этническая группа русских крестьян-старообрядцев, которые называли себя семейскими и имели собственную культуру.

Приехавшие в Забайкалье переселенцы, предки Худяковых Андрея Васильевича и Анны Макарьевны говорили на белорусском языке. Следующее поколение говорило уже по-русски, но песни пели всё равно белорусские. Внуки переселенцев, к которым и относится семья Худякова Андрея Васильевича 1877 года рождения и его жены Анны Макарьевны 1880 года, унаследовали семейский образ жизни, продолжили соблюдать старообрядческие церковные традиции и обычаи, вели быт согласно сложившимся устоям. Прослеживался также и определённый, свойственный староверам, уклад в доме, который заметно отличал их от забайкальских жителей.

Худяков Андрей Васильевич участвовал в Первой Мировой войне, во время которой перенёс контузию, перешедшую в глухоту. Вернулся он в родные края уже совсем больным и измождённым, добираясь до дома целых два месяца после окончания войны. Анна Макарьевна его выходила. Жизнь продолжалась, как и раньше. Несколько поколений Худяковых жили одной семьей в большом доме. Они разводили домашний скот, занимались охотой, рыбалкой, вспашкой полей и посевом пшеницы, овса и льна, сбором кедровых орехов, которыми богат Забайкальский край. Семья разрасталась, и Худяковы построили новый просторный дом.

Андрей Васильевич с подросшими сыновьями выезжал на охоту в тайгу, откуда возвращался с мясом и пушниной. Худяковы наладили торговлю с купцами. Семья обменивала пушнину и зерно на лошадей и бытовые товары: ткани, глиняную посуду, швейные машинки, сахар, соль, чай. Худяковы владели разными ремёслами, могли изготовить своими руками любую хозяйственную утварь, к примеру, мельницу. Младший сын Худякова Степан с детства занимался столярной работой. Своими руками он изготавливал деревянную мебель, а также музыкальные инструменты. Худяковы сами обеспечивали себя всем необходимым и не испытывали ни в чём острой нужды, что позволяло им жить стабильно.

Революция, которая в Забайкалье не так быстро набирала обороты, в конечном итоге всё-таки взяла власть и в этом регионе. Началось  раскулачивание зажиточных крестьян, аресты и ссылки.

Прозорливый и осторожныйАндрей Васильевич, понимая, что его семья относиться к кулакам, сам принял решение расселить детей и поделить между ними хозяйство. Так трое взрослых сыновей, прежде проживающих с отцом и матерью, разъехались по соседним деревням. И раскулачивание обошло семью Худяковых стороной. В пользу колхоза они отдали поле вместе с урожаем, начатые строиться три дома для сыновей и амбары. Худяковы и это выдержали. Андрей Васильевич и Анна Макарьевна родили ещё троих детей.

Но испытания для этой семьи не закончились. Началась Великая Отечественная война, на которую в 1942 году призвали старшего сына, затем младшего - на защиту Родиныот японских милитаристов. От всего пережитого с возрастом здоровье Анны Макарьевны стало сильно ухудшаться, и в 1947 году она умерла.

Деревня Поварня, в которой Худяковы собирались жить большой дружной семьёй, разрушалась. Люди оттуда уезжали, колхозы укрупнялись, а мелкие и отдаленные поселения попросту бросали. А Андрей Васильевич оставался жить в Поварне один. На уговоры переехать к кому-то из детей он отвечал отказом. Большая привязанность к семейным местамне позволяла ему бросить край, где выросли несколько поколений Худяковых. Уклад жизни уже разрушался, но Андрей Васильевич надеялся, что для его деревни это ещё не конец. Поэтому он продолжал жить один, ухаживал за скотом, по возможности рыбачил. Однако в возрасте 80 лет Андрей Васильевич уже начал понимать, что он не в силах вести обособленный образ жизни, и согласился переехать к дочери. Его перевезли на прииск Шумиловка на хребет Черского. Вдали от родных мест Андрей Васильевич прожить долго не смог, умер через полгода. А в 1960 году рудник Шумиловка закрылся, всех работников вместе с семьями снова переселили. А в горах Черского хребта так и остался покоиться прах Худякова Андрея Васильевича.  

07 мая 2019, 17:05

Связанные теги: история

Просмотреть все новости из этой рубрики: Вне эфира

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus