Популяризатор классической музыки Михаил Казиник: "Я приехал в Читу, чтобы открыть людям параллельный мир"

0 0

Российский, белорусский и шведский скрипач, электромузыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель-публицист, поэт, автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки, человек мира и просто мировая величина Михаил Семенович Казиник.

Михаил Семенович, с какой из ваших многочисленных миссий вы приехали к нам в регион?

Михаил Казиник: Прежде всего как музыкант, как поэт, как писатель, как (давайте возьмем это слово - я не очень его люблю) просветитель. Потому что сами знаете, к чему привела эпоха Просвещения - к французской революции, когда пролилась страшная кровь. Но все-таки просветитель. Я приехал сюда для того, чтобы приоткрыть людям параллельный мир, если так можно грубо и резко сказать. Есть два мира - мир грубой материи, из чего всё состоит, и мир тонких материй. Вот я приехал с миром тонких материй, чтобы люди, которые вне его, попытались в него придти и почувствовать невиданное состояние счастья.

Что вы включаете в мир тонких материй? Что это за космос? Это космос музыки?

Михаил Казиник: Например, музыка. Можете её пощупать? Нет. Значит это тонкая материя. Великая музыка. Великая. Потому что в музыке есть попса, например. Попса - это не тонкая материя, а грубая, потому что она травит биологическому человеку, то есть человеку-обезьяне, человеку толпы, человеку стада. Классическая музыка обращается к личности. И вот когда личность начинает контактировать с великой музыкой, - а это великие космические вибрации, - начинается мир тонкой материи, и человек попадает в другое измерение.
Дальше. Картина художника. Я часто говорю о живописи, провожу встречи в крупных музеях мира. Сколько времени в среднем человек смотрит на картину в музее?

Минут тридцать, наверное.

Михаил Казиник: Что вы говорите? Четыре секунды. Вы заходите в зал, в нём висит 15 картин великих художников. Вы вращаете головой, туда посмотрели, сюда. Вдруг решили выяснить, почему кто-то кого-то оплакивает, прочитали сюжет, ещё раз бросили взгляд, перешли к следующей. Это невероятно жутко, поэтому, когда я привожу людей в Лувр, то я за три часа показываю 16 картин.

А если люди заняты, конечно, они будут смотреть по четыре секунды. А если у человека есть достаточно свободного времени, и он не ограничен рамками экскурсии...

Михаил Казиник: Таких людей не больше, чем количество людей, которые воспринимают великую классическую музыку. Это крохотный процентик.

Поэтому вы на своих концертах параллельно проводите лекции. Как люди воспринимают эти лекции? Вы привезли концерт-лекцию "Тайные знаки культуры". Почему вы выбираете именно такую форму работы, когда не только концерт, но и лекция?

Михаил Казиник: Концертов сколько угодно может быть. На них ходят те, кто знают, на что они пришли, любят именно это произведение или именно этого исполнителя. Меня это не так интересует. Меня интересует тайный знак культуры. Что это значит - тайный знак любого явления культуры? Есть чтение текста на уровне: пришёл, вышел, прыгнул под поезд, заболел, умер, выздоровел. Это сериалы для бабушек, поскольку их семья их забросила, они живут в другой семье - в семье сериалов и друг другу рассказывают, если кто-то что-то пропустил. Это и есть восприятие не первом уровне. Второй уровень - это великое счастье. Я веду сразу ко второму уровню. А если удастся, если аудитория достаточно гибкая, и я чувствую, что она отзывается, то и дальше. Третий уровень - это уже не просто счастье, это погружение в мир тонкой материи. В своём выступлении в Совете Федерации я начал с рассказа о том, что "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина - это не сказка о жадной старухе, как все пытаются рассказать. "Старуха осталась у разбитого корыта из-за того, что её жадность достигла вселенских масштабов - захотела быть владычицей морской". Это сказка о любви старика. Пушкин никакую жадную старуху никогда не описывал. Ему плевать. Мало ли какие старухи есть - и жадные, и более жадные, и жаднющие, и страшные, и больные. Это сказка о любви. Пушкин ни о чём другом никогда, кроме как о любви не писал. Потому что из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, ну и любовь - мелодии. Поэтому "Сказка о рыбаке и рыбке" - это сказка о безусловной любви старика. Он же приходит после всего и говорит старухе: "Теперь-то твоя душенька довольна". А не "На, старуха, объешься своим домом, своим дворянством". Нет. А рыбка? Хоть в одной школе где-нибудь когда-нибудь сказали? Рыбка говорит: "Дорогой за себя дам выкуп". Кому она это говорит? Нищему старику, у которого корыто раскололось, землянка ветхая, старуха старая. Ну попроси хоть французский крем, ну попроси новую землянку, избушку, новое корыто. "Ничего мне, - говорит, - от тебя, рыбка, не надо. Ступай себе в Синее море и гуляй там себе на просторе". Старик, на самом деле, произносит главную формулу пушкинской свободы. Той свободы, которую Блок потом назовёт "Пушкин! Тайную свободу пели мы вослед тебе!".

А как ваша аудитория воспринимает такое общение?

Михаил Казиник: Великолепно! Они находятся в состоянии, близком к самим творцам.

Ведь многие люди приходят просто послушать классическую музыку.

Михаил Казиник: Нет, ко мне не приходят просто послушать. Все те, кто приходит, знают, что будет происходить. Если попадает случайная старуха, она может сказать: "Я пришла слушать музыку, чего мне тут болтают?". А старуха, которая знает, куда пришла, она приходит прежде всего не только слушать музыку, а получить настрой, настроить свой приёмник организма на великие, высокие волны музыки. То, что я и делаю.

О каких тайнах будете говорить с забайкальцами?

Михаил Казиник: Ой... У меня же замечательные музыканты. Например, Вячеслав Зубков - это один из лучших пианистов мира. Он никогда не был в Чите. И конечно, те читинцы, которые придут на концерт, испытают просто потрясение, потому что он касается рояля, и у всех по телу идёт дрожь. Потому что он харизматик, у него звук рояля другой, у него всё другое. Он ещё и фантазёр. Его называют реинкарнацией Листа и Горовица. Он лауреат конкурса Горовица. Я просто знаю, кого я привёз, и знаю, что после того, как я накалю аудиторию, расскажу ей то и так, что они уже потребуют: "давай теперь музыку!", в этот момент появится Слава, и музыка прозвучит не так, как она прозвучала для них случайно вчера, а прозвучит для них как смысл жизни. Потому что она таковым и является, потому что мы всё время живём в двух мирах: один - это грубая материя, а второй мир большинству людей не даётся. Это и есть мир тонкой материи. Те, кто услышит после моих слов Славу или меня с ним, или другого скрипача - Бориса Казиника - с ним, они всё поймут, причём поймут достаточно быстро.

Не верю я, что все люди понимают классическую музыку. Наверное, понимать её хорошо могут только те, кто имеет музыкальное образование.

Михаил Казиник: Наоборот, те, кто имеет музыкальное образование, у них шансов понять классическую музыку очень мало, потому что музыкальное образование - это порядок постановки пальцев на клавишах и на струнах, аппликатура - какими пальцами на скрипке какие ноты играть, как правильно провести смычок. Вот этот человек, по сути, жертва, потому что когда он играет шестую симфонию Чайковского, он не плачет, а внимательно следит, правильно ли он играет пальцами и правльно ли смычком. А плачет какой-нибудь врач или инженер в зале. Потому что они про смычок и пальцы не думают. Так вот, музыкальное образование - это те, кого приносят в жертву, чтобы люди не любили музыку, но, не любя её, играя её качественно, давали музыку тем, кто её будет любить, и кто будет плакать. Я говорю парадоксальные вещи, я люблю парадоксы, но на самом деле это так. Потому что опыт показывает, что на моих концертах самое маленькое количество людей - это выпускники консерваторий, музыкальных училищ, педагоги, учителя. Потому что они сами всё знают. Им внушили, что они знают. А вот сейчас, когда я в Москве дал четыре вечера симфонических концертов, то музыканты оркестра сказали: "Господи, почему нам это в Московской консерватории не рассказывали? Вы рассказали о Равеле такое, что теперь на всю жизнь". А они сдавали экзамен по Равеле и говорили о Равеле всякую ерунду, потому что в учебниках написана ерунда. Она не нужна ни музыкантам, ни любителям, а не ерунда - это другое.

Елена Маккавеева, 22 апр 2019, 12:13

Связанные теги: музыкаэто интересно

Просмотреть все новости из этой рубрики: Гость на Маяке

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus