"Кто ты?", или Как забайкалец снял художественный фильм

0 0

В гостях у нас сегодня Никита Калганов - артист Брянского областного театр драмы.

Мы тебя не просто так позвали. Потому что ты наш земляк, несмотря на то, что ты из Брянского театра драмы. И служил в нашем театре - Забайкальском краевом драматическом. 

Да, совершенно верно. Я все равно в душе всегда остаюсь забайкальцем, где бы я ни жил. Очень приятная возможность сказать: "Здравствуйте, мои земляки! Давно не виделись".

Не слышались в нашем случае.

Не слышались. Передаю всем большой привет, кто меня еще помнит, знает.

Наверняка помнят, потому что театралы - у нас мощная фан-база в Чите.

Хотелось бы верить, хотелось бы думать, что в театр люди ходят, артистов своих помнят и поддерживают всегда зрительской своей любовью.

Кстати, про зрительскую любовь. Ты четыре года назад переехал из Читы. Там предыстория, не будем сейчас о ней. Сразу почувствовал какую-то разницу между зрителем, забайкальским, читинским, и брянским? Какая разница есть?

Я сначала очень долго тосковал по зрителям, по своим землякам, потому что в течение долгого времени у меня этого не было. Но когда в Брянске начал выходить на сцену, и появились первые спектакли, понял, что, в принципе, всегда зрительскую любовь нужно заслужить честной работой. И то, что было в Чите, стало постепенно появляться и там, в Брянске. Разница, может быть, какая-то в восприятии, минимальная. Везде зрители свои. Но для них если честно жить на сцене, работать, то они воспринимают с теплом, добротой, ответной любовью.

Никита, расскажи, как это происходит? Я могу только представить, как это происходит на другой работе. Ты приходишь, работал до этого сварщиком, говоришь: "Вот трудовая моя. Там-то, там-то сварщиком работал. Возьмите меня". Как это происходит на поприще театрального искусства? Ты приходишь, ты - артист. Что тебе говорят? "Покажи портфолио" или какие-то видеозаписи со спектаклей или как это? Про сам процесс?

Здесь нужно вспомнить и сказать слова благодарности Юрию Ивановичу Пояркину, который сейчас директор нашего Забайкальского драматического театра. В то время он был директором в Брянске. И поскольку он меня помнил и знал, он предложил мне приехать и устроиться в Брянск. Собственно, благодаря ему я и попал в театр.

То есть у вас такой обмен произошел, да? Он потом сюда вернулся, а ты остался в Брянске.

Да, как-то так получилось, что Юрий Иванович позвал меня, я приехал, и он буквально через полгода-год уехал.

Что с репертуаром в Брянске? Есть ли какие-то кардинальные отличия от нашего?

На самом деле, очень много совпадений, очень много спектаклей, которые есть в читинском репертуаре и в брянском. То, что касается меня лично, мне повезло. Как только я устроился, начать репетировать "Портрет Дориана Грея" и играть Дориана.

Это главная роль.

Да. В общей сумме прошло 11 лет как я играл - здесь 7 и 4 года уже в Брянске - этот спектакль. Спектакли совершенно разные, отличаются очень сильно. Было очень сложно совершить этот переход от одной постановки к другой. Следующее название репертуара - "Ромео и Джульетта". Здесь играл Ромео, в Брянске начал играть графа Париса. Также сказки. "Маугли" я начал работать в Брянске, потом я услышал новость, а я слежу за читинским театром, что и в Чите готовится к постановке спектакль-мюзикл "Маугли". Какие-то есть совпадения, но в то же время есть различия. В Брянске больше зависит от того, какая труппа. В Чите, я так понимаю, очень мало старшего возраста. В Брянске большая, сильная возрастная труппа. И политика репертуара зависит от этого, какие спектакли можно поставить.

Никита, четыре года назад ты принял волевое решение уехать. Но ты уехал не в Брянск. Ты уехал вначале в Санкт-Петербург. Покорять Северную столицу. Что там произошло? Можешь рассказывать честно и откровенно, у нас только так можно.

Скрывать нечего, все очень просто. Личные завышенные амбиции и ожидания.

Давай немного оставим. У нас звонок есть. 

Хотел бы задать вопрос Никите. В плане того, что я очень удивился, что человек из Забайкалья поехал в Брянск. Потому что у меня находится родственник из Забайкалья в Брянске. Такой вопрос: есть ли забайкальское землячество в Брянске? И второй вопросик такой: я забайкальца всегда увижу, то есть услышу. У вас нормальный язык, но забайкальский язык, все равно проскакивает "чо", "поскольку постольку", вот.

Не понял вопрос. Говор проскакивает, или наоборот, не услышали забайкальского говора?

Я не услышал забайкальского говора. Это классический русский язык. Первый вопрос это забайкальское землячество. Существует в Брянске или не заморачивались на эту тему?

На самом деле, не интересовался даже этим вопросом. Возможно, есть, но я об этом не знаю. Это первый ваш вопрос. А второй. Наверно, это все-таки издержки профессии, потому что говор есть в каждом регионе, но надо все-таки оставлять чистоту русского языка. Приходится избавляться от всех речевых особенностей, чтобы речь была понятна для всех.

Никита, вернемся. Ты четыре года назад переезжаешь в Санкт-Петербург, пытаешься покорить Северную столицу...

Я думал, что спустя 10 лет службы в драматическом театре в Чите меня ждут везде. Что в Петербурге - точно. Я приеду и стану звездой театра. Какого-нибудь БДТ, МДТ или Театра комедии на Васильевском острове. Но оказалось все гораздо сложнее. А Питер был просто мечтой, куда хотелось попасть. Это же такой замечательный, очаровательный город. Но, приехав туда и не найдя работы по профессии, очень сильно начал тосковать. Тут еще и погода перестала нравиться, и архитектура уже не так впечатляла, то, что это Северная столица, тоже не приносило радости. В общем, было довольно тоскливо, мрачно и в силу того, что сам оказался не у дел, начал сам злиться, уже на сам город. То есть мечта переехать в Петербург обернулась тем, что город очень сильно не понравился. В общем, были завышенные ожидания от самого себя, в итоге разочаровался во всем, и очень замечательно, что именно в этот момент, когда стало уже невыносимо трудно и сложно, и уже хотелось вернуться обратно, поступило предложение переехать в Брянск.

Меня интересуют вопросы бытовые, потому что не первый раз приходит артист и говорим на эту тему. Вот ты приезжаешь в Брянск. Как обустроить свой быт? Тебе дают квартиру или как? Мне кажется, женщины в возрасте, которые нас слушают сейчас, им этот вопрос интересен. Как один молодой человек приезжает, где ему ночевать? На вокзале?

Театр сразу же выделил, выдал комнату в общежитии. Но общежитие довольно комфортное, хорошее.

Это не общага? Это общежитие хорошее.

Да, это общежитие. Там отдельные блоки. Не целый коридор стоит у двери в душ. Четыре комнаты, у них общая ванная комната, все есть. И соседи, с ними тоже повезло, потому что это были коллеги, семейная пара актерская. Жизнь в общежитии стала совсем не в тягость. Приехал я с одним чемоданом вещей, но постепенно благодаря помощи тех, кто был там, рядом... Там принесли кастрюлю, там принесли тарелку, там дали положить ковер какой-то на пол, так что быт обустроился. Конечно, было очень сложно, потому что приходилось все делать сразу же самому.

Ты приехал, с бытом немного разобрался. Через сколько дней ты приступил к репетициям, знакомству с артистами?

Мне повезло. Не было времени скучать, озираться и одумываться, потому что я приехал в 6 утра, а в 11 утра я уже пошел на репетицию. Репетировали "Капитанскую дочку". И мне досталась роль со знакомыми словами, потому что "Капитанская дочка" шла в репертуаре Забайкальского театра. Я пришел на репетицию с уже выученным текстом, потому что так совпало, что я его знал. Роль небольшая, эпизодическая. Сразу же перед репетицией было представление труппе, знакомство с ними, и сразу же включился в творческий процесс. И все как-то стремительно развернулось.

Сегодня День российского кинематографа. Очень знаковое событие для меня, и для тебя, я уверен, потому что я знаю, что ты в коллаборации с другими творческими людьми снимал кино. Расскажи об этом опыте нам, пожалуйста.

Да, это был наш собственный, лично-инициативный проект, что мы захотели снять художественный фильм. Изначально у нас появилась задумка в виде пьесы. Мы снимались вдвоем с непрофессиональным актером, но он очень горит изнутри, и личное его желание - быть артистом. Он написал замечательную пьесу, на мой взгляд, которую мы поставили как спектакль. Потом в течении долгого времени мы сели втроем - я, мой партнер по сцене и фильму Михаил Семенцов и наш режиссер, актер театра драмы Дмитрий Нинахов. Мы втроем сели и начали писать сценарий для фильма. Это был для нас всех первый опыт - самим переписать сценарий, построить декорации тоже самим пришлось. И найти всю съемочную группу.

Техника. Еще ведь техника нужна была.

Да. Найти операторов, найти звукарей, найти монтажеров, чтобы все у нас сложилось. Хорошо, что нашлись люди, которые откликнулись на это на безвозмездной основе. Где-то год, с января 2018 по январь 2019-го, от момента переписывания пьесы под киносценарий до финальной озвучки прошел год. 

В чем особенность переработки пьесы под сценарий кинематографический? Какие есть особенности у того и другого?

Пьеса представляет собой только диалог двух персонажей, и все. Нет никакой не раскадровки, ничего. В сценарии пришлось придумывать, что мы будем в этот момент снимать, как мы будем снимать, с какой стороны. Было бы больше опыта, было бы больше времени и умений, мы бы даже нарисовали все это на отдельные планы, но пришлось расписывать именно по словам: артист стоит здесь, камера снимает оттуда, в это время он берет то-то. 

Так работать проще?

Работать было в любом случае сложно. Делали все неопытные люди. Для всех это был большой урок.

Чему научились в конечном счете? Как делать не надо, а как делать нужно? Это же бесценный опыт, который каждый из участников съемочной группы получил? Например, ты для себя сделал какой-нибудь вывод? Потому что ты - актер театральный, но опыт был кинематографический. Есть какая-то разница между этими сценами? Играть в кадре и быть на сцене?

Пришлось буквально переучиваться, вживаться и жить по-настоящему. Поскольку в театре несколько иной вид существования на сцене, и здесь надо более крупные жесты, более сильная подача голоса.

Немцы это называли каммершпиле, когда первые шаги делали в кинематографе делали артисты драматические. Из-за отсутствия звука им приходилось глаза открывать ярче, шире, взмахи руками. Это называли каммершпиле - игра на камеру буквально. И я думал, как артисту драматическому получилось перевоплотиться, чтобы камера полюбила.

Здесь нужно наоборот, все прижать по-максимуму, чтобы глаза не вытаращивать, не махать руками во все стороны. Более спокойное и размеренное существование должно быть. Каждый кадр зависит по-разному. Где-то хороший дубль получился, сняли то, что хотели, но потом заметили, что тень оператора легла прямо на лицо героя.

Классика, да. Микрофон торчит...

Да, такие технические были сбои. Были моменты, когда одним крупным кадром вдруг решили взять для себя план. Попробовать снять целую минуту, и она получилась, а какая-то сцена на пять секунд не могла получиться 20 дублей подряд, непонятно, по каким причинам. Либо не та оценка, не так сказал, либо технический сбой произошел. Но в театре есть репетиция, в театре можно отрепетировать и уже потом выходить. А здесь, когда мы достроили наш павильон для съемок, у нас оставался месяц. Репетировать времени нет, просто так снимать все на черновую, пробовать. Мы приходили, гримировались и начинали снимать.

Я самое главное забыл спросить. Как называется ваша работа?

Фильм называется “Кто ты?”. "ВКонтакте" есть группа фильма. Это художественный фильм. Мы пока не выкладываем полностью, целиком фильм в сеть и не раскрываем всю интригу, про что конкретно, поскольку сейчас мы отправляем фильм на фестивали.

Шагает уже по фестивалям? Какие уже есть награды?

В Казани был фестиваль, в котором мы получили премию "За оригинальное художественное воплощение".

Ездили награду забирать?

Да, ездили, но ездили у нас не все, потому что пока мы были на гастролях с театром в городе Смоленск, в это время наш оператор и директор картины вдвоем поехали в Казань, были там и помимо этого приза, было очень много отзывов приятных по поводу этого фильма.

В общем, зрители и критики приняли хорошо.

Да, в Казани на фестивале фильм хорошо прошел.

Никита, давай теперь к переезду твоему, потому что тема утра так или иначе связана с переездом. В группе "ВКонтакте" есть опрос. Пишет комментарий нам Николай Сахаров: "Пока в Чите есть работа по специальности с приемлемой зарплатой, никуда не уеду из любимого и родного города. Часто приходится слышать "город-дыра". Дыры не в городах, они в голове". Николай, спасибо вам за комментарий. Никита, как ты считаешь, что нужно знать человеку, который собрался переезжать в другой город, любой? Что его ждет там?

Ждет долгий период тоски по родным местам, родным людям и, если оказаться в другом городе и оказаться совсем одному, без поддержки друзей и родных, знакомых, любимых, без привычной работы, без своего дома, в котором живешь, это будет год примерно тяжелой, с эмоциональной точки зрения, жизни, когда хочется... 

…просто пройтись по родным улочкам. 

Да.

Но ты же еще молодой человек. Тебе удалось с этим быстро справиться. А люди, которые старше 40-50 лет, у них, наверно, этот период еще дольше, потому что они дольше прожили в этом месте, и связь сильней и крепче с этим местом.

Тут есть такая штука, что если есть работа, на которую можно приехать и устроиться сразу, то тогда, пожалуй, можно. 

С деньгами везде весело.

Дело даже не в деньгах, а в занятости. Если приехать в другой город и долго гулять без работы. Много свободного времени дает простор для того, чтобы начать тосковать по родному месту. А если приехать и включиться в какую-то работу, в какой-то жизненный процесс, в движение, то в таком случае, пожалуй, да. Что нужно с собой для переезда? Скорее всего, возможность устроиться там на какую-то работу.

То есть запасной аэродром, не запасной, а единственный в этом случае, куда ты приземляешься, где уже начинаешь строить быт, отношения с людьми, заводить знакомых и т.д.

Да, потому что действительно, нас никто нигде не ждет. И если ждут на работе где-то, то тогда жизнь начнет налаживаться. Тем не менее, будет постепенно, все равно будет оставаться ощущение того, что трудно одному в новом месте. Но ничего, это тоже проходит. Чем больше работы, чем больше новых знакомств, связей, увлечений, тем меньше времени для скуки. 

Читать весь текст

Пётр Пащенко, 29 авг 2019, 00:59

Связанные теги: театрзабайкальцыкино

Просмотреть все новости из этой рубрики: Курс на Маяк

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus