"Сиреневая аллея" и фильмы "Миссия" и "Бабуся" в "Полюсе доброты"

2 0

Сегодня в нашей передаче:

- Недавно в Чите появилась "Сиреневая аллея". Где она расположена, и кто воплотил эту красивую идею в жизнь?

- Фильм, который тронул до глубины души. Почему картина с простым названием и глубоким смыслом растрогала почитателей таланта кинорежиссёра Лидии Бобровой? 

Даруют жизнь деревья, и родилась аллея, Прекрасная аллея, в ней жизнь царит вокруг. 
Нет места в ней ни боли, ни мукам, ни страданьям,
А только лучикам тепла, поддержки и взаимопониманья.
Здесь каждый может дух перевести и сил набраться, и терпенья.
И пусть цветет всегда она улыбками от исцеленья.

Это стихотворение сочинила юная Ксения Козлова, пациентка детского отделения краевого онкологического диспансера. Девочка прочла его во время церемонии открытия "Сиреневой аллеи", которая недавно появилась возле медицинского учреждения. Ксюша всего в нескольких строчках отразила главное. Каждый знает: онкологические заболевания тяжелы. Они отнимают не только физические, но и душевные силы. Поэтому в дни непростых испытаний больному, как воздух, нужны поддержка близких, оптимизм, надежда на выздоровление, вера в будущее и созерцание прекрасного. Как пишет девочка, "перевести дух" можно именно в сиреневой аллее. Конечно, сейчас, когда природа увядает, трудно оценить красоту крошечных кустарников. Но представьте, как они будут радовать взгляд в период цветения! Идея создания "Сиреневой аллеи" принадлежит благотворительному фонду помощи детям, страдающим от онкологических заболеваний "Пчёлка Мая" и членам студенческого волонтёрского отряда Горного факультета Забайкальского государственного университета. Директор фонда Светлана Курка рассказывает, что посадка деревьев и кустов - это старая добрая традиция.

Светлана Курка, директор фонда "Пчёлка Мая": "Нашему фонду уже седьмой год, и каждый год с детьми мы высаживали деревья. И в прошлом году решили: а почему бы нам не посадить деревья в каком-то "своём" месте, свой такой маленький оазис создать и смотреть за этими деревьями, как они растут, развиваются. И онкодиспансер пошёл нам на встречу и выделил часть территории. Наши дети и их родители захотели посадить на этой аллее кусты сирени и калины. И у нас посажены: куст сирени, куст калины, куст сирени, куст калины. И мы представляли, как они будут цвести, сиреневые и белые ветки - это будет очень красиво! Отсюда и родилось название "Сиреневая аллея". Эту идею поддержали студенты волонтерского отряда Горного института ЗабГУ, и вот эта аллея родилась".

Благотворители и волонтеры привезли на это участок плодородную землю, посеяли траву; кроме сирени и калины посадили дикие клёны, которые были привезены из Иркутска. Но самое главное - молодые люди заявили об этом проекте на самом высоком уровне, в ходе всероссийского конкурса социальных проектов.

Молодые и пока ещё неокрепшие растения, скамейки, асфальтовая дорожка - всё это смотрится очень мило и трогательно. Здесь можно отдохнуть, подышать воздухом, а если на душе тяжело, то просто успокоиться и прогнать прочь самые плохие мысли. Не удивительно, что каждый, кто узнавал о проекте, по мере сил и возможностей стремился принять в нём участие. Например, Павел Любин помог создать деревянную арку, проходя через которую, попадаешь в "Сиреневую аллею".

Сиреневая аллея - это символ добра и милосердия. Каждому больному человеку она должна напомнить о том, что вокруг много отзывчивых и неравнодушных людей, готовых помочь им в борьбе с тяжелой болезнью. Главное - не отчаиваться, не опускать руки, а радоваться новому дню и верить, что обязательно наступит завтра!

***

Завершился VI Забайкальский международный кинофестиваль. В его рамках состоялись показы двух фильмов, которые тем или иным образом связаны с нашим краем. Документальная лента "Миссия" снималась в Чарской котловине, среди хребтов Кодар и Удокан. Автор картины - москвич Александр Свешников, влюбленный в забайкальский север. Игровое кино "Бабуся" поставила режиссёр Лидия Боброва, которая родилась в Могочинском районе. Несмотря на то, что она объездила полмира, свою малую родину по-прежнему не забывает и старается по мере возможности навещать её. 

Александр Свешников работал над картиной от начала и до конца, поэтому по праву считается режиссером и автором фильма. Но пальму первенства он всё же отдаёт Сергею Козлову, который подал идею съемок и познакомил его со своими друзьями, ставшими впоследствии главными героями ленты.

Александр Свешников: "Сама идея заключается в том, чтобы показать район Каларский. Основа района - это территория эвенков, народов севера. Фильм начинается именно с этого и этим заканчивается. Встреча священника, который едет, через его встречи с людьми рассказывается история района, а через ещё одного загадочного персонажа - это по фильму дух тех заключенных, которые там были, тех геологов, которые там работали, - через него показывается природа района. Решили всё это вместе соединить, раскрыть сразу несколько слоёв: показать историю, показать природу, проблемы эвенков раскрыть".

Сюжет фильма достаточно прост: священник и доктор вместе преодолевают сложный путь к горному хребту, чтобы установить на его вершине православный крест. За ними следует ещё один загадочный путник... 

Александр Тылькевич, протоиерей: "Там никто ничего не играл. Дело в том, что за год до этого установили крест на пике БАМ. И Саша узнал об этом. А у него в голове была идея создать этот фильм. И он меня нашел в Москве, поймал, сначала расспросил про крест, а потом говорит: "Может быть, еще раз сходим?" Я сказал: "Боже, упаси! Я второй раз такой муки не выдержу". А Сережа Козлов в этот момент позвонил и сказал: "Саша, всё будет в 10 раз легче!" А тогда было на грани сил человеческих, но Серега обещал, что будет легче. Это было в десять раз хуже, тяжелее. Не знаю, какими силами это всё держалось. Оборудования в два раза больше перетащили на своих горбах"

- На ваш взгляд, каков философский подтекст фильма? Получается два врача: врач душ - это священник и врач телесный. Ну, и вот функция третьего персонажа?

Александр Тылькевич, протоиерей: "Это душа, страдающая душа, и вот эта душа успокоилась только тогда, когда увидела на макушке крест, и она к нему пошла".

Христианским ценностям - любви к ближним, милосердию и состраданию - учит ещё один фильм, представленный в рамках кинофестиваля. Это картина нашей землячки, уроженки Могочинского района, лауреата Государственной премии в области литературы и искусства Лидии Бобровой. 

Лидия Боброва: "Фильм снимался в 2002 году, на экраны вышел в 2003 году. Фильм снимался на севере России, но всё, что вы увидите, очень похоже на вашу жизнь, на вашу природу, на отношения. Я думаю, что кто-то узнает себя в ком-то из персонажей этого фильма, своё отношение к близким, к родителям. Я очень надеюсь, что фильм дойдёт до ваших сердец и душ".

Просмотр фильма состоялся в Кафедральном соборе Читы. Название его незатейливое - "Бабуся", а смысл глубокий. Режиссёр Лидия Боброва утверждает: кино основано на реальных событиях. Прототипами главных героев стали люди, которых она знала в жизни. Сюжетная линия картины такова: в Архангельской области живёт пожилая женщина, которая помогает вечно занятым дочери и зятю поставить на ноги ребятишек. Двое из них - близняшки - погибают при исполнении воинского долга, но остальные продолжают жить полной жизнью и выбиваются "в люди" благодаря тому, что бабушка продаёт отчий дом и вырученные от продажи деньги делит между ними. 

Как же отблагодарили внуки Бабусю? В финале ленты старушка лишилась крова, потеряла дочь, а любимые внучата и зять отказались приютить её. И лишь один, живущий "на птичьих правах" в чужой квартире, на свой страх и риск согласился принять бабулю к себе. Однако и здесь она чувствует себя лишней и, не желая быть обузой и причиной неприятностей, морозной ночью уходит в темноту.

Лидия Боброва: "В фильме мы оставляем открытый финал. Понимаете, тут есть момент, когда она уходит, чтобы не пострадали из-за нее внуки, она уходит в ночь, в мороз. Некоторые зрители говорили мне, что это не по-христиански, что она самоубийством хочет закончить, замерзнуть. Но если вы помните, она переходит из одной реальности: вот зима, и она приходит в лето, когда был этот дом целый, когда были живы внуки, дочь. Они зовут туда, на небеса, к себе, и она улыбается и уже как бы готова переступить в ту жизнь, но в это время падает с разбегу, разбивается этот внук, который маленький в начале картины падал и звал, кричал от боли: "Бабуся!". И она слышит этот крик и оборачивается к нему на этот крик. Она понимает, что ещё нужна в этой жизни. Для себя я решила так, что он её находит, и она возвращается к нему. Это по фильму. А в жизни всё было страшнее. Фильм оставляет надежду для зрителя".

Это кино оценили за рубежом. В нескольких странах оно завоевало призы международных фестивалей, вышло на широкий экран. А вот на Родине... Как говорится, "нет пророка в своём отечестве".

Лидия Боброва: "Это для меня больной вопрос. Если вы обратили внимание, фильм снят в 2003 году совместно с Францией, и в Париже, когда собираются прокатчики Франции, и они смотрят пять фильмов и выбирают из этих фильмов то ли один, то ли два, на которые они дают деньги на прокат. И они выбрали фильм "Бабуся", напечатали сорок семь копий, устроили всефранцузскую премьеру. Я ездила по разным городам Франции, встречалась и со школьниками, и со студентами. В колледжах показывают эту картину. Года полтора там этот фильм не сходил с экранов. В России напечатали, кажется, пятнадцать копий. И то потому, что когда я встречалась с российскими прокатчиками, я им дала слово, что если они покупают картину в прокат, то приезжаю либо я, либо кто-то из актеров на такие встречи со зрителями. И не больше двух раз его показали на Первом канале. Один раз - в Пасхальную ночь. Я сама после Пасхи смотрела этот фильм. Всё. Потом - как отрезало. Как будто этого фильма нет. В Интернете, конечно, он есть. Люди смотрят до сих пор, пишут".

Фильм действительно тронул до глубины души. В конференц-зале кафедрального собора трудно было найти свободные места, и при этом почти у всех зрителей глаза во время просмотра картины были "на мокром месте". Каждый увидел в ленте что-то своё. Например, декан факультета Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования Оксана Наделяева соотнесла образ Бабуси с образом Руси.

Оксана Наделяева, декан факультета Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования: "Россия, у которой много прошлого, жуткое настоящее, а каким будет будущее - это вопрос. Вот куда она ушла? Она вернётся или останется? Нам же конкретно надо: а что с этой бабусей произойдёт? Так вот каждый увидит, как мы сами ощущаем. Поэтому будущее России от нас зависит. Воспитаем мы хорошее поколение - значит она не останется брошенной, не уйдёт "в никуда".

Лидия Боброва отметила: эта проблема характерна не только для России. Во Франции после показа фильма к ней подходили местные жители и признавались: это больной вопрос и для них. 2003 год выдался очень жарким. Погодные условия негативно сказывались на здоровье людей. В тот период ушли из жизни тысячи пожилых французов. Соседи узнавали о случившемся благодаря запаху, исходившему из квартир стариков... В общем, когда помочь несчастным уже не представлялось возможным. Вот такие негативные ассоциации. Кстати, многие читинские зрители тоже увидели в картине много негативного: пьянство, равнодушие, отрыв от родных корней. Однако были среди них и те, которые заметили свет и надежду.

Оксана Давыдова: "Раньше на Руси говорили: "Не хвалитесь своими детьми, а хвалитесь своими внуками". Считалось, что наша сущность проявится во внуках только. И до последнего картина кажется безысходной, но когда последний внук принимает бабусю к себе, то мы понимаем: вот она, сущность России, сущность этой бабуси. И она отразилась в правнучке своей, которой дала дар слова и, уходя, она возродила нашу Россию, эту девочку славянской внешности, поэтому картина наполнена светом. Ну, и можно четыре строчки о моём понимании фильма: 

Да обойдет нас стороной судьба бабусина!
А если нет - то так тому и быть.
Пусть только родина цветет святая, светло-русая.
Платка бабусиного хватит, чтобы Русь от бед укрыть!

Фильм "Бабуся" учит нас многому. В первую очередь, любви. Старым людям не нужны деньги и материальные ценности, а теплые слова близких людей, которые могут спасти даже в лютые морозы и отогреть ледяные сердца.

Читать весь текст

Мария Бова, Владимир Васьков , Наталья Коваленко, 22 сент 2017, 06:52

Связанные теги: благотворительностькино

Просмотреть все новости из этой рубрики: Полюс доброты

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2010-2017

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus