• Радио России-Чита:

    Страницы поэзии

    Сегодня прозвучат стихи забайкальского поэта, прозаика, переводчика,...

    Грани

    Последние недели уходящего года как бы подсказывают темы, на которые...

  • Радио Маяк-Чита:

    Гость на Маяке

    Гость студии — постоянный эксперт, историк, политолог,...

    Гость на Маяке

    В нашей студии сегодня гости - эксперт Общественной палаты...

  • Погода и курс валют:


    Доллар США:

    66,2416 рублей

    Евро:

    75,7075 рублей

Тема дня

Рассказ о композиторе Николае Будашкине, художниках Николае Орлове и Израиле Табакове

Передачу подготовили:

Елена Князева, Ольга Пригодина, 03 авг 2015, 14:38

Композитор Николай Будашкин, художники Николай Орлов и Израиль Табаков

0 0

6 августа исполнится 105 лет со дня рождения композитора, народного артиста РСФСР, лауреата двух сталинских премий, автора фольклорной музыки к фильмам, наигрышей для баяна, домры, плясок, частушек и страданий Николая Павловича Будашкина. Родом Николай Будашкин из Калужской области, но в семилетнем в возрасте вместе с семьей переехал в Читу, где учился в школе ФЗУ, работал в кузнице, играл в любительском духовом оркестре и оркестре русских народных инструментов Паровозоремонтного завода. Так что со столицей Забайкалья имя будущего композитора связано самым непосредственным образом. Перед войной Николай Будашкин окончил Московскую консерваторию, а в военное время был композитором политуправления дважды Краснознаменного Балтийского флота. Он награжден орденами Отечественной войны 2 степени, Красной звезды, Дружбы народов, медалью за оборону Ленинграда. В 1945-1951 годах Николай Будашкин был помощником руководителя государственного оркестра русских народных инструментов имени Осипова, для которого написал много сочинений. Он автор инструментальных произведений и песен, музыки к спектаклям, кинофильмам, мультфильмам. Между прочим, на Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1965 году за музыку к фильму-сказке "Морозко" Николай Будашкин получил главный приз.

Занимался Николай Павлович Будашкин и педагогической работой. Он был профессором кафедры Инструментовка и чтения партитур Московского государственного института культуры. На родине композитора в городе Мосальске Калужской области ему установлен памятник. Его имя присвоено детским музыкальным школам в Москве и в Чите.

Надо сказать, что на протяжении всей жизни Николай Павлович Будашкин не прерывал творческих связей с Читой. С 1976 года в столице Забайкалья проходит конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов имени Будашкина. Он стал одним из первых творческих состязаний такого рода в Сибири и на Дальнем Востоке и послужил совершенствованию исполнительского мастерства на русских народных инструментах. В 2003 году конкурс приобрел статус международного, - отметили организаторы. Весной 2015 года Пятый международный конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов имени композитора Николая Будашкина собрал в Забайкалье свыше 900 музыкантов из 17 городов России. Имя композитора носит и русский инструментальный ансамбль забайкальской краевой филармонии. Раньше он назывался Ансамбль русских народных инструментов.

Так уж устроена наша жизнь, рядом с добрыми событиями соседствуют печальные. На прошедшей неделе мы простились с ярким представителем забайкальской культуры, создателем и первым художественным руководителем Ансамбля русских народных инструментов имени Николая Будашкина, замечательным музыкантом и педагогом, заслуженным артистом Российской Федерации Александром Викторовичем Мироновым. Он ушел для всех неожиданно. За несколько дней до своего 66 дня рождения. Александр Викторович оставил Забайкалью огромное богатство, музыкальную славу своих творческих коллективов, талантливых учеников, светлую память о себе.

Вот как вспоминал о факте присвоения Ансамблю русских народных инструментов Забайкалья имени композитора Николая Будашкин создатель и первый руководитель коллектива Александр Викторович Миронов: "Знаком я с Будашкиным, конечно, был. Первый раз я увидел его на первом конкурсе имени Будашкина. Он приезжал в Читу. Я был молодым педагогом и был членом жюри, в котором он был почетным председателем. Далее еще были встречи. Мы поехали на гастроли по городам центральной России - это Москва, Воронеж, Пенза, Тамбов, Липецк. Мы должны были вылетать утром, а вечером мне позвонил Маковский и сообщил, что умер Николай Павлович Будашкин. Перед отъездом из Московской филармонии, мы на девять дней зашли к вдове Будашкина Розе Михайловне и спросили у нее разрешение на право присвоения имени. Она не возражала. Мы приехали после гастролей в Читу, оформили соответствующим образом документы, и решением Совета народных депутатов нам было присвоено это имя. За пропаганду русской народной музыки, за активную концертную деятельность. Так что мы не самозванцы".

7 июля 2015 года отметил свое 60-летие забайкальский художник-живописец, на протяжении нескольких лет возглавлявший Забайкальское региональное отделение "Союза художников России" Николай Константинович Орлов. Он родился и сейчас живет на станции Новая Читинского района Забайкальского края.

Елена Иманакова: "Он достаточно значимая фигура у нас в Забайкальском крае, поскольку и работает много, плодовито, и, конечно же, очень много, с общественной точки зрения, было сделано за прошедший год. В июле Николай Константинович отметил свое 60-летие. Насколько я знаю, Николай Константинович собирается сделать персональную выставку. Любая персональная выставка требует большой ответственности, а с другой стороны, огромной подготовительной работы. У него, конечно же, количество холстов в мастерской несметное. Они множатся, так как он активно и плодотворно работает. Создает замечательные панорамные забайкальские пейзажи, где красота воспевается во всей палитре. Конечно же, предпочтение Николай Константинович отдает северу. Как вы знаете, он очень много лет прожил там, работая в творческой мастерской. Он в Чаре сам создал мастерскую, куда приезжали художники, не только забайкальские. Поэтому тема севера для него стала частью жизни и частью творчества. С другой стороны, неудивительно для забайкальского художников писать именно горы. Так как мы подняты над уровнем моря, у нас горная территория. Но у него горы - высокие, мощные, богатырские. Чаще всего они покрыты снегом на шапках. В последние годы он умудряется писать все времена года.

Чара Каларский район - это самый уникальный, неповторимый район. С другой стороны, конечно же, не только эти пейзажи сейчас можно встретить на холстах Николая Константиновича. Он очень много ездит - на Байкал. Байкал тоже одна из любимых его тем. С другой стороны, несколько лет назад открыта была новая тема - Монголия, от туда тоже привозятся пейзажи, которые рассказывают о неповторимости, удивительной красоте именно природного разнообразия. В основном Николай Константинович пишет пейзажи. Он старается помогать молодым художникам, и не как председатель, а просто как опытный художник. Благодаря работе северной группы наших художников большой интерес к самой природе и к теме севера - гор. Ведь гора - это путь наверх, устремленность к высшей цели. Поэтому его пейзажи так талантливы".

В Музейно-выставочном центре открылась выставка художника, который приветствовал своих гостей, находясь за тысячи километров от Читы в государстве Израиль. Имя у него созвучное - Израиль Аронович Табаков. Называется открывшаяся выставка "По родным тропинкам" и чувствуется, что изображенные с любовью забайкальские сельские пейзажи, увлеченные созидательным трудом или просто отдыхающие люди действительно родные для художника.

Заслуженный художник России Дружинина Елена Михайловна: "За именем Израиль Табаков стоит, во-первых, вся моя творческая жизнь. Это самое главное, потому что я приехала работать в Читу, он уже был здесь. Трудно говорить, что на его глазах я становилась кем-то. Он был один из интересных ведущих художников того времени, когда еще организация становиласть только - конец 60-х начала 70-х годов. Поэтому с его именем связано очень много. Во первых, это обсуждение работ, бесконечные разговоры о творчестве, совместные работы. Он очень любил работать с Анатолием Васильевичем Колчановым. Я с ним не работала напрямую, но присутствовала. И это постоянное общение очень много давало. Он очень порядочный, очень добрый отзывчивый, талантливый человек. Мы сейчас с ним давай довольно часто созваниваемся. Он очень переживает за то, что не может присутствовать на этих выставках, которые бы хотел посмотреть. Он продолжает работать. Выставляется, конечно, но выставляться во всех смыслах: и физическом смысле, и материальном, и финансовом в Израиле сложновато. И постоянно интересуется, что у нас происходит, как мы живем, что мы делаем. Очень рад за то, что я продолжаю работать.

Он в основном работал всегда с гуашью и темперой. Много делал рисунков пером. Очень много делал иллюстраций к книгам. Дружил с Граубиным. И, практически, всего Граубина он проиллюстрировал. Даже в Израиле он продолжал оформлять его новые кнги. Мы дружили семьями, можно так сказать, потому что в гости часто ходили. Он был очень добрый, порядочный. Поскольку я сама кошатница, собачница. Я узнала, как только с ним познакомилась, что он тоже неровно дышит к друзьям нашим меньшим. Еще и это нас держало вместе. Помню, как собаку машина сбила. Они подобрали собаку, вылечили, выкормили. И она у них жила. У него мастерская была на улице Фрунзе, там где были художественно-производственные мастерские. И у него подоконник был оборудован для кормления птиц. Он покупал рыбу и кормил всех дворовых кошек. Как такого человека можно не любить"?

Идея организации выставки Израиля Табакова принадлежит известному в Забайкалье фотомастеру Федору Мошечко. Это он решил передать Музейно-выставочному центру Забайкальского края присланные ему из Израиля более 100 работ художника, предложил провести там его персональную выставку.

Фотомастер Федор Мошечко: «Когда в Израиле у него альбом готовили, он обратился ко мне, чтобы я сфотографировал Пушкинскую библиотеку и отправил ему. Тогда он, в знак благодарности, прислал мне альбом, одну картину на холсте, этюды. Потом еще присылал. Потом я спросил у него разрешение на передачу этого в Музейно-выставочный центр, там они будут ценнее и будут работать для людей. Он дал согласие и стал больше отправлять. Он живет в Израиле с 1991 года. По всей вероятности, он на хорошем счету там, хорошо работает, потому что ему дважды присуждена наивысшая награда в области изобразительного искусства. Медаль и премия присуждаются только в десятилетие одному персонажу. Он получил ее в 1994 году, и в 2008 году получил такую вторую. В изобразительном плане дела идут хорошо, но он сказал, что еще продолжит присылать работы. Так что, возможно, в будущем наберется еще на одну выставку, тогда мы обновим ее немножечко и повторим. Вот такие парадоксы происходят. В Чите мы не были друзьями. И я рад, что мы сделали эту экспозицию".

В экспозицию выставки "По родным тропинкам" вошли, как уже знакомы зрителям живописные работы из фонда Музейно-выставочного центра, так и новые, переданные на хранение совсем недавно. Израиль Табаков увлеченно занимался, как мы уже знаем, книжной иллюстрацией, делал художественные росписи интерьеров, и в Чите сохранились его работы. В Забайкалье состоялись три его персональные выставки: в Чите и Краснокаменске. Здесь же он обрел хороших и верных друзей.

Забайкалье Табакова держит настолько. Он говорит, что он мыслит все равно теми категорирями, с которыми работал здесь. И он все равно остается тем самым Израилем Табаковым, который совершенно потрясающий. А офорты у него потрясающие. Когда я только приехала, я познакомилась с ними. Потом он немного изменялся. Но все равно, стержень все время оставался тот же. Его ни с кем не спутать".

Елена Иманакова: "Израиль Аронович Табаков, живя в Израиле, ностальгируя по родине, друзьям, работе, опять вернулся к иллюстративным материалам Граубина. Прислал уже в Читу несколько десятков работ. Вышел интересный сборник. Граубин и Табаков - это была та самая замечательная пара, когда художник каждой клеточкой, каждым штрихом чувствовал каждую буковку, написанную поэтом, а поэт писал так, что хорошо получалось чувствовать иллюстрации. Когда смотришь на картинки, созданные Табаковым, других героев просто не видишь. Тем более они все живые, очень активные. С одной стороны, это такое удивительное проникновение в детскую психику и сознание. С другой стороны, Табаков очень хорошо чувствовал Граубина и буквально одним поворотом штриха очень хорошо писал его профили. И среди этих иллюстраций, которые сделаны для Георгия Рудольфовича, очень много его портретов.

Табаков очень много сделал графических листов, честно говоря, мне на выставке их не хватало. Он умеет в этом листе создать целую новеллу, рассказ. Есть такая гравюра, где изображен семейный вечер - кто чем только не занимается. Она настолько сложная, что ее можно рассматривать длительное количество времени.

То, что сейчас представлено на выставке - это очень малый пласт, что удалось сохранить. Когда Табаков уезжал, ему сделали справку, что его работы не представляют художественной ценности. Я помню, как он плакал над этой справкой. Табаков был не принимаемый художник. Он умел видеть обыденные вещи под особым углом".

 

Связанные теги: культура

Просмотреть все новости из этой рубрики:

Грани

Сообщить об ошибке - Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2010-2017

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus