Гастроли в Чите Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Часть 1

0 0

Гала-концертом на сцене Забайкальского драматического театра завершились трехдневные гастроли в Чите Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова. В июне 2017 года читинцы могли посмотреть музыкальные постановки балетной труппы театра - спектакли "Лебединое озеро", "Красавица Ангара". В нынешний, осенний приезд артисты из Бурятии представили вокальные программы. Интервью с заместителем директора Бурятского государственного театра оперы и балета Давидом Дондуповым и художественным руководителем оперной труппы, народной артисткой России Даримой Линховоин.

(Ария "Хабанера" из оперы Бизе "Кармен" в исполнении заслуженной артистки Российской Федерации Татьяны Шойдагбаевой)

Гала-концертом на сцене Забайкальского драматического театра завершились трехдневные гастроли в Чите Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова. В июне читинцы могли посмотреть музыкальные постановки балетной труппы театра - спектакли "Лебединое озеро", "Красавица Ангара". В нынешний, осенний приезд артисты из Бурятии представили читинцам вокальные программы. Предлагаем вашему вниманию интервью с заместителем директора Бурятского государственного театра оперы и балета Давидом Дондуповым и художественным руководителем оперной группы, народной артисткой России Даримой Линховоин, дочерью известного бурятского оперного певца, народного артиста Советского Союза Лхасарана Линховоина.

- Лично для вас, Дарима Лхасарановна, - мы знаем вашу биографию, вашего знаменитого папу, - лично для вас, когда вы приезжаете на забайкальскую землю, что-то в душе дрожит?

- Когда я приезжаю, конечно, это связано с большими глубокими воспоминаниями, с моим папой, потому что он сам родом из Агинского округа. Это был далёкий 24-й год, когда он родился... И бабушка, и прадедушка - все оттуда родом. Все были простыми скотоводами, но дедушка - папин папа - был педагогом русской литературы и русского языка. Можно сказать, что я в третьем поколении интеллигенция такого тёплого Забайкальского края... Агинская степь, люди, быт - это всё очень близко, и поэтому мне очень приятно сюда приезжать.

- Давид Доржиевич, что для театра важно, когда вы приезжаете к соседям, у которых нет театра оперы и балета?

- Вообще для артиста гастроли - это всегда какой-то экзамен, причём экзамен-праздник. Приезд в Забайкальский край артисты всегда воспринимают с удовольствием, они ездят сюда уже как в свой родной дом, и читинский зритель, безусловно, является своим. Они готовят свои лучшие программы, хотят показать то лучшее, что наработали, и хорошо, что у нас доброй традицией стали ежегодные гастроли. С одной стороны, они показывают, что уже знакомо, и каждый раз они пытаются удивить, чтобы забайкальский зритель шёл с ожиданием чего-то хорошего и нового.

- Как формировалась гастрольная афиша? Почему эти программы вы привезли?

- Вы знаете, очень сложно сейчас вывезти декорации, потом зеркало сцены не совсем подходящее, надо подгонять, это целая история, поэтому мы решили сделать гала-концерт классический - итальянские песни, арии, бурятские песни, оперетта - фрагменты из нашей огромной жизни оперной сцены выбрали и привезли сюда. Это и жанр, которым редко пользуются оперные певцы, - советские песни. Мы взялись за это... Это очень сложный жанр, действительно, для оперных певцов, и они как-то нашли свой подход к этому жанру.

- Это попытка показать разные жанры, направления и возможности театра...

- Возможности театра и певцов, поэтому мы довольно со сложной программой приехали сюда. Думаю, для зрителей это  интересно.

(Песня Варлаама из оперы Мусоргского "Борис Годунов" в исполнении заслуженного артиста Республики Бурятия Бадмы Гомбожапова)

- Что представляет собой сегодня оперная труппа вашего театра?

- Оперная труппа сейчас стала более молодая. К сожалению приходит возраст...

- В драматическом театре они могут работать до ста лет, если голова соображает, ходят ноги... Оперный певец, к сожалению, нет - связки, мышцы куда-то исчезают катастрофически, поэтому наша старая гвардия, которая сделала потрясающий успех нашего театра, они сейчас больше наблюдают за молодыми певцами, которые пришли в нашу труппу. Уже известны такие певцы, как Михаил Пирогов - он сюда приезжал и давал сольный концерт. Он лауреат международных конкурсов. Кстати, Михаил Пирогов сейчас будет приглашённый певец Мариинского театра. Я его спросила: "Ты, наверное, убежишь от нас?" Говорит: "Нет, не убегу, буду ездить из родного театра на спектакли..." Много у нас других певцов замечательных - народных артистов Бурятии, заслуженных артистов России... Татьяна Шойдагбаева, которая училась у Тамары Новиченко, педагога Нетребко. Школа наша вокальная бурятская, она известна, отдельно говорят о вокальной школе Бурятии. Что там необыкновенное находят! Отличается очень сильно. Об этом говорил и Зураб Соткилава...

- А как вы это объясняете?

- Вообще это сложно объяснить... Видимо, строение лица, строение нёба... Природа... Очень многие выходцы из нашего Агинского округа - известные певцы: Линховоин, Базарсадаев, которые большую славу принесли нашему театру... Это всё-таки степи, длинный протяжённый звук, который до следующего холма дошёл... Когда на коне скачешь и поёшь песню - этот посыл не затыкается,  абсолютно свободен и идёт далеко-далеко... Наверное, и это тоже, и это генетически передаётся... У грузин же тоже. Выйдет грузин на большой горе и кричит: "Эгей..." И вот это эхо акустическое, они попадают в резонаторы... Это целая история... Бурятские певцы этим отличаются. Архипова Ирина Константиновна об этом много говорила. Бурятский язык - это попадание в резонаторы... Другой вопрос - культура, звуковедение, кантилена замечательная - это тоже отличает...

(Вальс Джульетты из оперы Гуно "Ромео и Джульетта" исполняет народная артистка Республики Бурятия Билигма Ринчинова)

- На сцене театра звучат песни и арии на самых разных языках?

- Да, и на итальянском, и на русском, и на немецком, французском, бурятском языках. Мы это всё учим - если на русском быстро выучим, то на немецком или французском гораздо сложней. У нас целые оперы идут... "Летучий голландец"  - три часа наши певцы поют на немецком. "Кармен" на французском идёт. Все итальянские оперы идут на итальянском языке. Всё идёт на языке оригинала. Бурятские идут на бурятском, и даже наши русские братья и сёстры учат бурятский язык. У нас очень большой симбиоз.

(Неаполитанскую народную песня "Санта Лючия" исполняет народный артист Республики Бурятия  Мунхзул Намхай)

- Я так поняла, уровень бурятского театра в России, а может, и в мире достаточно высок... Из последнего что является гордостью театра?

- Последняя удача нашего театра , оперной труппы - это постановка редко идущего спектакля Верди "Бал-маскарад". Он идёт в Большом театре, Мариинском театре, "Геликон-опера"... Идея поставить "Бал-маскарад" родилась у нас в театре. Честно говоря, многие специалисты меня отговаривали, говорили, что это просто неподъёмно для нашего театра, а я почему-то верила. Начали потихонечку учить... Оказался это самый лучший спектакль на сегодняшний день. Мы ездили в октябре в Москву, и этот спектакль получил огромнейший резонанс. Кто интересуется, в интернете может прочитать рецензии на этот спектакль, много прекрасных отзывов о наших певцах. Постановка сама по себе очень хорошая. Актёрски одарённые все ребята были - не только пели, играли... Я столько раз этот спектакль смотрела и думала: "Как бы не заплакать!?" Когда разборки семейные идут между Ренато и Амелией, и между ними встаёт ещё ребёнок, Боже мой! Мы решили этот спектакль традиционно, но очень хорошо. Сейчас всё ставят современно - немножко надоело, поэтому когда идёт возврат масштабных традиций, это вызывает ностальгические моменты... О любви, о ревности, о дружбе, доверии, когда друг перестаёт доверять, это катастрофа... Опера об этом.

- Оперный спектакль - это всегда праздник...

- Спектакли наши последних лет - это возврат к живым эмоциям. Помимо того, что ярко развиваются наши вокальные голоса, у нас оживилась режиссура. К нам приехал из Петербурга режиссёр Мариинского театра Юрий Константинович Лаптев, он ставит наши спектакли, и они обладают живой убедительностью. Даже неподготовленный зритель поглощён действом, которое идёт непрерывно и держит его внимание. Даже если человек музыкально, театрально необразован, прочитав либретто, он поймёт содержание. В самой музыке он поймёт, о чём идёт речь - настолько накалены страсти на сцене. Невозможно не вникнуть, не полюбить, не сопереживать с главными героями.

- Ещё момент - все программы в исполнении живого симфонического оркестра...

- Да, это совершенно другое восприятие - тебя буквально обволакивает музыка... Симфонический оркестр... Или отдельно звучат валторны, скрипки, арфа. Ощущение, которое даёт классическая музыка, симфонический оркестр, ни с чем несравнимо. Провели исследование, насколько влияет классическая музыка на организм человека. Почему в Москве, Санкт-Петербурге полные залы? Люди знают, что ты пошёл, и у тебя такая терапия идёт, на каком-то внутриклеточном уровне идёт огромный процесс... Некоторые даже исцеляются... Ведь музыку сочиняли гении - Верди, Чайковский и так далее, они ниспосланы оттуда, сверху... И мы к этим гениям прикасаемся, сидя в зале, и они воздействуют на нас.

- Поэтому сомнений, везти ли всё-таки оркестр, не было?

- Конечно, нет. Конечно, с оркестром.

("На качелях", музыка Денца, слова Валькадоса, исполняют заслуженный артист России Дамба Занданов, заслуженный артист Республики Бурятия Баиржаб Дамбиев, артист Чингис Иванов)

- У вас ещё миссия в образовательном плане, что вы приобщаете к высокому искусству ребятишек...

- То, что в нашей программе была музыкальная сказка "Приключения Фунтика", - это также важно для воспитания нового поколения зрителей. Через музыкальную сказку легче всего начать познавать классическое искусство - искусство сцены, театра, актёрское мастерство. Я надеюсь, что те юные зрители, которые побывали на этих спектаклях, со временем у них появится потребность прикоснуться к классическому взрослому искусству. Перед ними уже откроется бесконечный океан и театра, и музыки, и актёрской игры... Это действительно очень разнообразный,  интересный, манящий волшебный мир...

Фотографии предоставлены Еленой Иманаковой

Читать весь текст

Елена Князева, Наталья Сергеева, Ольга Пригодина, 11 дек 2017, 13:55

Связанные теги: искусствотеатрмузыка

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2010-2017

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus