Вторичное сиротство приемных детей - социальная проблема современности

0 0

Сегодня наша передача, можно сказать, особенная. С одной стороны, в ней речь пойдет о добром и светлом порыве многих взрослых людей - подарить тепло семейного очага детям-сиротам. С другой стороны, мы поднимем непростую проблему, которая может глубоко ранить юные души.

Усыновить или взять ребенка под опеку - это, безусловно, прекрасный, но и в то же время ответственный шаг. Иногда будущие и новоиспеченные приемные родители смотрят на мир сквозь "розовые очки" и представляют себе идиллические картинки совместной жизни с бывшими детдомовцами - в мире, согласии и без проблем. Когда же на их пути возникают трудности, то выясняется, что они к ним не готовы. В результате семья распадается. Взрослые продолжают жить вместе, а ребенок возвращается назад в детский дом. Не будем осуждать тех, чей опыт создания приемной семьи не удался, но справедливости ради отметим, что на детях подобные эксперименты сказываются негативным образом. В чем же причины подобных инцидентов? К чему надо готовиться семьям, решившим приютить сирот? Эти вопросы мы задали ведущему специалисту отдела социально-реабилитационной работы Комитета образования городского округа "Город Чита" Ларисе Макарченко. По ее словам, всё дело в том, что люди психологически не готовы к таким кардинальным изменениям.

Лариса Макарченко: "Как это понять? В первую очередь, это низкая внутренняя готовность замещающих родителей. И дело не только в их неподготовленности и непрофессионализме. Сейчас у нас отлажена уже работа школ принимающих родителей, где кандидаты получают достаточный объем знаний, различные специалисты готовят приемных родителей к принятию детей в семью. Однако некоторые кандидаты в приемные родители относятся к школе приемных родителей как к пустой трате времени, несерьезно относятся. Тем не менее, хорошая школа позволяет узнать много нового и взвесить свои силы: готов ли этот человек принять ребенка к себе в семью или не готов, или ещё стоит подождать, подумать. Приемные родители зачастую испытывают иллюзии относительно того, насколько сложатся отношения с приемными детьми, а это и есть неготовность к тому, что с приемными детьми могут быть сложности. Хорошо, давайте перечислим эти иллюзии. Иллюзии? Когда происходит период адаптации, взрослый должен понимать, что если они взяли ребенка в семью, то проблем не избежать прежде всего в период адаптации, то есть период привыкания как ребенка к семье, так и семьи к ребенку, притирка, можно сказать, друг к другу. В это время в основном и возникают трудности в большинстве случаев из-за того, что у детей не сформировно представление о семье. У многих воспитанников детских домов формируется мнение, что его постоянно предают: сначала бросили родители, затем, например, меняются воспитатели в детском доме, потом ребенок попадает в приемную семью. Если не складываются отношения с приемными родителями, опять получается предательство, и ребенок возвращается в ту же самую среду - в детский дом. Часто дети, пришедшие из детских домов, страдают клептоманией или бывают случаи бродяжничества, к чему не готовы приемные родители. Любое изменение жизненной ситуации - это стресс как для самого ребенка, так и для приемных родителей. Ну, и надо стараться приемным родителям быть готовыми к этой ситуации, когда им объясняют специалисты, что этого порой не избежать, что ребенок может вопровать и уходить из дома. Пошел к 8 утра, а возвращается часов в пять. К этому нужно отнестись настороженно и аккуратно спросить: "А где ты был?", то есть узнать причину бродяжничества. Бывает, что дети уходят в магазин, гуляют, просто шатаются по двору. Какая-то проблема у ребенка возникает. Тут нужно грамотно разобраться. Порой мы однозначно говорим родителям, чтобы они пользовались помощью психологов, обращались к врачам-неврологам. Есть такие родители, которые воспринимают это нормально, принимают наши предложения, идут за помощью к специалистам, а некоторые машут рукой: "Сам справлюсь".

К сожалению, справиться самостоятельно с ворохом детских проблем не получается. В результате некоторые приемные родители признаются, что не оценили свои силы и возвращают ребенка в детский дом. А ведь взвесить свои силы можно было гораздо раньше - до появления сироты в семье. Интересно, что есть и те, кто не видит в этом ничего страшного. Они думают так: возьмем ребенка, а если не получится, вернем назад, то есть осмысленно подгототавливают "пути для отступления". Справедливо ли это, гуманно по отношению к живым детям, уже хлебнувшим горя в этой жизни? Ведущий специалист отдела социально-реабилитационной работы Комитета образования городского округа "город Чита" Лариса Макарченко не раз сталкивалась с подобными заявлениями. Причем учащиеся школы приёмных родителей сначала не озвучивают такую мысль, а высказывают ее, уже возвращая ребенка в детский дом, и не скрывают, что "держали её про запас". Как итог звучит фраза: "А что в этом такого"? К счастью, таких случаев все же не так много. Больше противоположных примеров, когда люди терпеливо, день за днем, месяц за месяцем работают над решением проблемы.

Лариса Макарченко: "С разными трудностями сталкивались. Был и подростковый период. Были и клептомании, и становление ребенка в три года, в семь лет, когда идет возраст "я сам", "я не хочу", "я не буду" и так далее. И родители справлялись с этими проблемами, обращались к специалистам, психологам, в органы опеки. И они исполнили свой долг, несмотря на все это. А некоторые просто не выдерживают. Случаи бродяжничества - это уже школьный возраст. А что происходит, когда маленьких детей отдают? Здесь какие причины становятся главными? На моем опыте двое были. В первом случае люди уже средних лет через две недели поняли, что они не готовы были принять ребенка и осознали, когда ребенок жил в семье. Различные советы давались и пыталась призвать их: "Не делайте поспешных шагов! Всё получится, всё наладится!" Их мало, таких случаев. Либо, знаете, какие случаи бывают? Когда ребенок с рождения до определенного возраста - до трех, до четырех лет - жил в биологической семье и видел, как родители выпивают, курят, вот эту грязь, бардак. И потом, когда он приходит в приемную семью, он делает вещи, не свойственные ребенку этого возраста. Вместо игрушек взять какую-то вещь, но здесь не нужно провоцировать со стороны взрослых. Ну, и на подростковом периоде я хотела бы остановиться. У нас имеют место случаи, когда даже родные бабушки, которые воспитывают ребенка, как они говорят, с трёх лет, и когда наступает подростковый период, ему исполняется 12-13 до 15 лет, они приходят к нам в Комитет образования, в отдел опеки и говорят: "Всё, заберите. Я устала. Он меня материт, обзывает, не слушает". Им пытаешься советовать: "Давайте вместе поработаем, давайте обратимся в "Радугу", в "Доверие", поводите к неврологу, если есть проблемы со здоровьем". Некоторые идут навстречу и все страются сделать для того, чтобы оставить ребенка в семье, а некоторые наотрез, потому что устали. Думают только о себе. Тут, конечно, трагедия для ребенка. Хотя все мы были когда-то в подростковом периоде, бунтовали, свое "я" высказывали. Это надо пережить. У нас в Центральном районе были опекуны. Им сейчас за восемьдесят. Они говорили: "Мне эту лямку нужно тянуть до конца. Мне нужно дать дорогу в жизнь, выпустить". Большое им спасибо. Не оставили они ребенка в трудную ситуацию подросткового периода".

Заведующая отделением методического сопровождения по подготовке и сопровождению приемных и замещающих семей Наталья Попова поддержала коллегу и отметила, что проблема вторичного сиротства заключается в том, что от детей могут отказываться кровные родственники. С Ларисой Макарченко Наталья говорит в унисон: для ребенка это душевная травма. Однако она смотрит на проблему и с точки зрения усыновителей.

Наталья Попова: "На самом деле это трагедия как с одной стороны, так и с другой. Как для родителей, принимающих этих детей. Очень сложно принять решение вернуть ребенка в такое учреждение. Конечно же, это огромная травма для детей, которых возвращают в детские учреждения. Ребенок испытывает вторичную травматизацию и более сложно адаптируется в семье, если вновь поступает в замещающую семью".
- А были такие примеры?
- Примеры, конечно. Бывает, отказывается одна семья от маленького ребенка и в течение недели уходят в другую семью. На сегодняшний день практика показывает, что все получается, если семья готова, о чем уже говорили. И подготовка семей у нас была обязательно введена только с 2012 года. Ранее никаких институтов контроля, отбора и подготовки родителей не существовало.

Ещё раз напомним: школ приемных родителей только в Чите несколько, но многие желающие подарить семейное тепло сироте относятся к учебе в ней формально. Специалисты же считают, что учиться необходимо. Эту точку зрения разделяет и Наталья Попова.

Наталья Попова: "Для меня это, прежде всего, определенный показатель мотивации, что важно при приеме детей. Если родители замотивированы, они готовы к принятию ребенка, тогда и кандидаты в замещающие родители будут заинтересованы в прохождении школы. Если на первоначальном этапе возникает сопротивление для меня, как для психолога, всегда это вопрос, готовы ли на самом деле родители пойти на те жертвы, которые далее возникнут в семье? Ну, и по отзывам родителей, не всегда идут на первое занятие с готовностью, с желанием, но буквально с первого занятия у нас слушатели включаются, но бывают такие случаи, что уходят с первых занятий. Моё мнение, что это положительный момент, что родители адекватно оценивают свои возможности, с удовольствием приходят на новые занятия и даже по окончании занятий группы еще поддерживают отношения. На сегодня у нас в крае работает 20 школ. И в 20 школах есть потребность, есть спрос. Они не только в Чите, они и в районах".

Наталья Попова соглашается: самый трудный период в становлении приемной семьи - адаптационный. Он длится от полутора до трёх лет. Для каждой семьи характерны индивидуальные особенности. Есть родители, которые опекают всего одного ребенка, а есть и те, которые заботятся сразу о нескольких сиротах. В таком случае процесс адаптации усложняется и увеличивается. Родители иногда думают совершенно иначе: если взяли, допустим, двоих детей, значит, они быстрее и легче привыкнут к новым условиям. На практике же всё происходит наоборот.

Наталья Попова: "У каждого ребенка свои особенности, у каждого ребенка своя история жизни. У каждого ребенка есть потребность во внимании родителей, и могут возникать конфликты на этом фоне. Причины, которые указывают сами замещающие родители, - это психологическая несовместимость с ребенком, невыполнение условий договора, дурная наследственность приемных детей. Статистика говорит о том, что от девочек отказываются гораздо чаще, от мальчиков - реже. Почему от девочек чаще? В подростковом возрасте девочка тяжелее может себя идентифицировать с мамой. Здесь идет принятие своей биологической кровной мамы плюс замещающей мамы. Это сложный психологический процесс. Если я правильно поняла: допустим, я - мама, я взяла ребенка в свою семью, я делаю ей замечание, а она мне в ответ: "Да ты мне не мама!" Такие ситуации тоже могут возникать, и родители замещающие могут допускать такие ошибки, как сравнение с биологическими родителями, даже если они их знают. Могут употреблять такие обороты: "Ты такой же, как твой отец", "Ты такая же, как твоя мать", "У тебя такая же дурная наследственность". Это ярлыки, которые на самом деле ничего общего с дальнейшей жизнью ребенка не имеют".

На самом деле ребенок по своим жизненным принципам и установкам может стать полной противоположностью своим непутевым биологическим родителям, его судьба может сложиться иначе, и он не повторит путь неблагополучных кровных родственников. А вот такие обидные слова могут сбить подростка с толку и отправить, образно выражаясь, на "скользкую дорожку". Запомните: когда вы видите в жизни или по телевизору счастливых приемных родителей, это не значит, что у них не было трудностей, они не знают, что такое проблемы адаптационного периода. Знают, просто им хватило сил и мудрости пережить это и не отдать сирот назад в детский дом. Именно такие семьи могут стать примером для подражания.

Читать весь текст

Мария Бова, Наталья Коваленко, 13 апр 2018, 07:07

Связанные теги: сиротыприемные семьи

Просмотреть все новости из этой рубрики: Полюс доброты

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2010-2017

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus