ГТРК Чита - Радио России: Творческие находки театра-студии Дома офицеров Забайкальского края

Творческие находки театра-студии Дома офицеров Забайкальского края

1 0

Три года назад программа "Грани" рассказывала о народном театре окружного Дома офицеров Советской армии. В те осенние дни отмечался 80-летний юбилей со времени создания коллектива, ведь Забайкальский театр Красной армии появился в 1934 году и просуществовал до 2002 года. Нынешней же осенью отметит своё пятилетие театр-студия Дома офицеров Забайкальского края, который работает в тех же стенах и, можно сказать, продолжает некоторые добрые традиции. Руководитель коллектива, режиссёр-постановщик - заслуженный деятель искусств Забайкальского края Татьтяна Мамчур. С Татьяны Александровны и начинается наше общение в Голубом, или Малом зале Дома офицеров, где проходят все репетиции и премьеры театра-студии.

- Что же сегодня представляет собой театр-студия Дома офицеров?
- С момента восстановления пять лет мы будем справлять в октябре - ноябре 2018 года. Было принято решение в 2013 году губернатором о воссоздании всех творческих коллективов. Спектр деятельности у нас очень широкий: мы работаем и в комедийных жанрах, в детских сказках музыкальных. У нас стало традицией к Новому году обязательно выпускать новый материал, проводить ёлки в Малом зале. И основной пласт нашей работы патриотической направленности.
- В целом о коллективе. Насколько у вас большой?
Коллектив у нас маленький - 9 человек - но крепкий, творческий, сплочённый, перспективный. У нас работают как профессиональные актёры - Батор Чимитдоржиев, так и начинающие, студенты. Привлекаем со стороны. Вот на роль главного героя в "Бурятском брянце" мы привлекли студента медицинской академии - Булата. Он стоял на подмостках сцены в Могойтуе. В Дом культуры приглашали, играли сценки, в хоре был, песни пел...
- Что удалось таким небольшим коллективом поставить?
- За пять лет мы можем гордиться репертуаром. Я сразу обратилась к военной тематике, и первая постановка была "А зори здесь тихие". Тогда и состав был большой - девочки, в основном. Смотрела, что можно с составом сделать, предлагала материал, актёры откликнулись, и мы с успехом поставили на подмостках Малого зала, выезжали с данным спектаклем в госпиталь и потом выставили постановку на большую сцену. Она прошла удачно. Музыкальные сказки для детей - "Летучий корабль", "Дюймовочка". К новогодним праздникам мы выпускаем по одному спектаклю - это и "Морозко", и "Приключения Емели на печи", и "Приключения богатырей" - разнообразная палитра. Актёрам нравится, люди с удовольствием идут, играют, помогают, привносят своё видение. Я позволяю им в сценарном плане свободно продвигаться, фантазировать, потому что от них идёт богатая энергетика и это хорошо воспринимается зрителем.

К разговору присоединяются помощник режиссёра Сергей Бренер, артисты театра-студии Батор Чимитдоржиев, Валерия Ковальчук и Григорий Фомин.

- Детская аудитория считается одной из самых трудных, потому что у детей чистое восприятие. Они - лакмусовые бумажки, эмоции неподдельные. Если маленькому зрителю что-то не понравится или станет скучно, то пиши пропало. Очень большая работа ведётся в написании и постановке сказок. Мы знаем, как сначала надо захватить внимание, так и держать на протяжении всего действия.
- Это трудно. Опираясь, что у нас основной вид деятельность - патриотическое воспитание, если посмотреть наш репертуар, он направлен на русские сказки. В этом наша изюминка. У нас есть сказка "Колобок", а вот она в нашем прочтении. Тот же "Морозко", "Три богатыря" - найдём в этом материале ходы, зацепим зрителя, будем держать его.
Вспоминается всё с юмором. В Спектакле "Емеля на печи" я играл писаря. 
- Я думала, скажете "печь"...
- И в печи он тоже был! Мотор печи.
- Первая сцена без меня. И было принято решение - я буду катать Емелю на печи. Нельзя говорить, что если мы ставим какую-то сказку, над ней надо работать поверхностно. Также подыскиваются образы, характеры, есть определённые трудности. В "Трёх богатырях" я играл слугу хана.
Это роли второго плана, но они должны быть такие чёткие. Благодаря харизме, которой обладает Сергей, его зацепка зрителя - он может сгримасничать, и зритель может захохотать...
Батор: "В сказках мне достаются роли, учитывая возраст, царей, отцов, в "Трёх богатырях" - хана..."
- В "Дюймовочке" он жука прекрасно играет, а в "Летучем корабле" - отец Несмеяны.
- Театр в вашей жизни - это важно?
- Безусловно, важно. Я живу в этом. Если говорить о нашем театре, я с момента основания здесь. У меня все практически главные роли. Детские сказки, где я играю Царевн - Забава в "Летучем корабле". "Дюймовочка", где я играла мышку, и эта роль, наверное, самая любимая, потому что она очень весёлая, забавная, детям очень нравится. У нас с Гришей создался дуэт, где мы просто бомбим зрителя импровизацией.

Отрывок из спектакля театра-студии Дома офицеров "Тёща" по мотивам пьесы Сергея Белова "Здравствуйте, я ваша тётя!" показали Валерия Ковальчук и Григорий Фомин.

- В этом спектакле вы играете главную роль...
- Да. Эта роль мне очень понравилась. У нас были небольшие распри - смогу ли я сыграть женщину. В виду того, что у меня грубый голос от природы, я думал, не смогу. Получилось. Я этому очень рад. Это единственный спектакль, где я играю главную роль. Это спектакль, где я не привязан к тексту, мне нравится в нём существовать, играть, я могу делать всё, что мне хочется.
- Импровизируете?
- 80% - да. Люди смеются, им очень весело.

И всё-таки главным направлением своей творческой деятельности, оправдывая принадлежность театра к Дому офицеров, коллектив во главе со своим режиссёром считает создание спектаклей о героическом прошлом страны, о людях, воевавших с фашизмом на фронтах Великой Отечественной и приближавших Победу. Театр поставил перед собой цель - создать сценическую трилогию, рассказывающую о подвигах земляков-забайкальцев в годы войны. В качестве сценарной основы были взяты произведения известных писателей.

- На протяжении трёх лет мы работали. Первой была "Трубка снайпера", посвящённая Семёну Номоконову - нашему знаменитому снайперу. Через год - постановка по книге Сергея Зарубина "Путь разведчика" о Сергее Ивановиче Матыжонке, и нынешний год как бы поставил точку в этой трилогии. Мы подготовили "Бурятский брянец", основанный на документальной повести Батомункуева и Балдоржиева "Огненные тропы".
Приступая к написанию Номоконова, я даже не думала, что сложится именно так. Забайкалье наше многонациональное, а в данной трилогии Номоконов - эвенк, Матыжонок - русский, Жабон - бурят. Национальная тема у нас раскрыта. По исторической направленности: Номоконов - снайпер, Матыжонок - разведчик, Жабон - партизан. Спектр военных действий - какие подвиги совершали.

Первым в трилогии стал спектакль "Трубка снайпера" по повести писателя Сергея Зарубина о знаменитом Шамане, нагонявшем страх на фашистских захватчиков - метком стрелке из Забайкалья Семене Номоконове. Роль потомственного охотника, побывавшего на войне и санитаром, и сапёром, но за свою природную меткость и смекалку переведённого командованием в снайперский взвод, исполнил артист театра-студии Батор Чимитдоржиев. Выпускник Ярославского театрального института, он работал в своё время в труппе театра "Люди и Куклы" читинского Дворца искусств, играл на сцене Забайкальского театра драмы.

 

- Я поняла, в каждом из спектаклей Батор играет. Расскажите о собственных ощущениях, впечатлениях... Люди знаменитые - вам предстояло показать их на сцене. Какая из работ была наиболее трудной?
- Работая над героями, которых я играл - отца Будажабона, Семёна Даниловича - трудность заключалась в том, что это реальные люди. Ещё живы их внуки и правнуки, которые их видели и знают. Чтобы не наврать, какой был этот герой, приходилось перекапывать материал, которого нет. О Семёне Даниловиче ещё можно было что-то найти, я сам о нём читал - какой-то образ был уже создан. Главное было - найти, какой он был в реальной жизни, а не художественный образ.
- Скажите, Батор, проработав на сцене Забайкальской драмы, много интересных работ в театре "ЛИК". Новый этап в вашей жизни - театр Дома офицеров. Не считаете ли вы, что планка опущена? 
- На такие моменты я смотрю у же с философичной и с буддийской стороны. Когда я учился в институте, у нас был такой тренинг. Ты выучил стихотворение - мысль одну заложил, но ты должен быть готов каждый день от намеченного пути отказаться и что-то новое найти. Есть время разбрасывать камни, есть собирать. Есть время подниматься, есть опускаться. В моей жизни такая последовательность работы, это вопрос в моей карме, которую я должен разгадать и решить. Естественно, я ищу ответы в этом вопросе и уже нахожу. Именно патриотическое воспитание подрастающего поколения для меня стало ключевым моментом. Я должен вложиться в это и отдать всё, что уже накопил. Открываются новые горизонты.

Спектакль "Трубка снайпера" смотрится на одном дыхании благодаря и хорошей актёрской игре, и интересному режиссёрскому решению, и музыкальному оформлению - на протяжении всего действа со сцены звучат военные песни в исполнении артистов Ансамбля песни и танца Дома офицеров. Окунуться в атмосферу того времени помогает фронтовая кинохроника. А в качестве театрального реквизита - взятые напрокат экспонаты Военно-исторического музея Дома офицеров. И пулемёт "Максим", и автоматы ППШ, и патроны, и каски, как немецкие, так и советские - всё настоящее.



Спектакль "Путь разведчика" стал следующим в военно-историческом проекте театра-студии Дома офицеров. И вновь на сцене уроженец Забайкальского края, легендарный разведчик Сергей Матыжонок. И вновь в исполнении Батора Чимитдоржиева. Главную роль режиссёр могла доверить только профессионалу. 

Премьера нынешнего года и третий завершающий спектакль трилогии о героях-забайкальцах называется "Бурятский брянец". Он поставлен Татьяной Мамчур по документально-художественной повести Цыдена Батомункуева и Виктора Балдоржиева "Огненные тропы". Это рассказ о молодом отважном парне Бадме Жабоне , который ушёл на фронт из села Дульдурга Читинской области, а защищал родину от фашистов на брянской земле. Отсюда и название спектакля - "Бурятский брянец". 

Юлия Палилина, специалист пресс-службы Дома офицеров: "Там была берёзовая роща, лес, который был оккупирован и из которого они пытались прорваться. Жабон, он же поднял целый партизанский отряд раненых, контуженных, искалеченных. Они стали страшны фашисту. Этот отряд назвали "Спартак". Ежегодно его приглашали как человека, который освободил Брянщину, оккупированный брянский лес, жителей. Жабон ездил туда. Для него почёт и уважение. Там есть бюст Жабона". 

Большой удачей считает режиссёр постановки, что на роль главного героя удалось найти молодого парня, который и внешне похож на героя-партизана, и даже родом из тех же мест, что и Бадма Жабон. Это студент медицинской академии Булат Болотов.

 - Для вас чем стала работа в этом спектакле?

- Когда мне первый раз предложили сыграть этого человека, я сначала сомневался, смогу ли я сыграть, так как у меня нет такого образования. Долго думал. Месяца два прошло, только потом согласился. Во-первых, он - Герой России, не каждому суждено сыграть такого человека, а во-вторых, он - мой земляк. Тоже хотелось сыграть.
- Что было самым трудным?
- Скорей всего, вжиться в роль, показать, каким он был. Так как для меня это было в новинку. Ребята помогали. 

Преодолеть боязнь сцены - об этом мы говорили с Булатом. 

- На сцене видно всё-таки, что работает профессиональный актёр и начинающий? Чем-то помогать приходилось?
- Наверное всем - всё, что было накоплено. От старших младшим передаётся какой-то опыт. Как мог, так и помогал Булату преодолеть все его проблемы. Какой он был в 24 года в условиях войны. Нам же это было интересно. 
Нам приходилось три раза перерабатывать сценарий, приходилось какие-то сцены выбрасывать, переставлять, чтобы это смотрелось на уровне, и Булат достойно себя чувствовал. Когда Батор выходит в роли Номоконова, там не боишься - и по музыкальному материалу, и по динамике, и по статике он попадает, а молодой актёр... Здесь ансамбль у нас в полном составе - работа шла параллельно: мы работали и с труппой, и со сценарием.

Батор: "Об отце Жабона информации нет вообще. Есть художественная правда, и я мог это сделать, но конечный продукт мог шокировать его правнука и внука... Я выхожу с молитвами и у меня встал вопрос - а был ли Жабон верующим? Приходилось все эти обрядовые ходы, моменты интуитивно делать". 

- Это отдельной строчкой идёт в книге "Огненные тропы", что отец сына на дорогу благословил. Одна строчка всего. Я за неё зацепилась - как показать образ отца? Задача была передать трепетную отцовскую любовь - отец ждал, выходил на дорогу, смотрел, ждал Жабона... Видение такого плана открылось. Так проиграли. Присутствовала двоюродная сестра у нас на просмотре, внук, сын... Пока отрицательного не было, что где-то что-то не так. Принимают зрители. Думаю, мы правильно делали, чтобы показать образ отца. 

Я работала с музыкальным материалом, который бы отличался от предыдущих спектаклей. Если говорить о Номоконове, там героическая патриотическая музыка играет; если говорим о Матыжонке, зная его сокровенную любовь к матери, я нитью проводила женскую линию, там у нас вокализ звучит. А в Жабоне направленность должна быть национального плана - приходилось с оператором на одну фонограмму накладывать три - звучание степей, сердца, варган, крики птиц и вот эта богатая музыкальная палитра и Батор... Я всегда восхищаюсь, когда говорит Батор, это всегда завораживает. И когда Батор начинает читать молитву на бурятском, потом на русском - яркое попадание, я считаю. 

Батор: "Мне тоже было интересно - сначала молитва идёт на бурятском языке, а мы ездили по бурятским сёлам - Агинское, Дульдурга - было интересно наблюдать за зрителями. Как они это всё понимают? Понимают ли вообще они меня? Всё равно бытовой язык от образной поэтической молитвы отличается. Язык наш бурятский всё равно немножко теряется... Приходилось напрягаться. Сначала молитвы были написаны на русском, и я их осилить не мог".

- Батор нашёл человека. В течение трёх месяцев приходили листочки с переводами. 
- У меня невестка со своей дочкой переводили текст.

Представив свою премьерную работу - "Бурятский брянец" - в Чите, труппа отправилась на гастроли по районам края. 11 спектаклей было показано землякам в глубинке, в том числе и на родине Бадмы Жабона.

 

- Вы играли на сцене, а в зале были родные героя, которого вы играли...
- Это была двоюродная сестра Буда Жабона. Она сказала, что я действительно был похож на него. Был также младший сын и был внук. Им всё понравилось, сказали: образ похожий. Мне тоже понравилось: память остаётся на всю жизнь, что сыграл такого человека.
- Когда мы были на исторической родине Буда Жабона, было произнесено, что Булат наш - он даже внешне похож. Находили черты знакомые.
- Артист чувствует дыхание зала. Когда мы ездили на протяжении всех выступлений, зал смотрел внимательно. Был детский зритель, даже они смотрели увлечённо, не было шума. Театр приезжает редко, поэтому они смотрели внимательно и впитывали. Было легко работать.

- Мы всегда показываем премьеру здесь, затем мы работаем на базе КСК - "Забайкальские узоры", и оттуда у нас начинается старт по районам края. Мы обкатываем те места, где Номоконов проживал последние свои годы. У нас и возложение цветов к памятнику. Матыжонок - возложение цветов в Карымской и показ спектакля. По "Брянцу" мы ездили, начиная с Шилки - Первомайский, Дульдурга, Алханай, Могоутуй, Агинское. Работая над данным спектаклем, главным для нас было попадание актёра. Он был колоритный, бурятской национальности, высокий, прозвище было Монгол - родственники гордятся своим дедом. Этим надо гордиться. Мы для этого и работаем, чтобы было приятно и поучительно подрастающему поколению. Чтобы знали героев, вот они, свои. По одной дороге ходите с потомками наших героев. Чтобы знали, не забывали. И когда мы попали в образ, это счастье, что мы нашли Булата. Родственники подходили и говорили: "Дайте я с братом сфотографируюсь... Будто он только что пришёл с войны!" Это было и Булату приятно, и труппе приятно.

- Довольно часто театр-студия совместно с ансамблем работает, звучат песни...
- Данная трилогия - я опиралась, чтобы синтезировать искусство - музыкальный материал и театральный. И богатый репертуар ансамбля помогает, даёт то или иное прочтение нашим спектаклям.

- Насколько я знаю, в этом году приезжает с гастролями в Читу Брянский областной театр. Есть такая идея - брянцам показать "Бурятского брянца"? 
- В принципе, можно было показать этот спектакль. Возможно, они не знают, что там наш земляк-герой воевал. А сходив на наш спектакль, будут знать. Они познакомятся с ним на нашей сцене. 

- Эта трилогия... Она остаётся в репертуаре?
- Эти спектакли у нас в репертуаре, мы не забываем эти постановки, там есть, над чем работать. В дальнейшем наша цель - работать именно в военно-патриотической направленности.
- Так сложилось, что у детей нет патриотического воспитания, они не знаю о своей Родине, о своих героях, с которыми живут на одной земле. Мы стараемся донести, что свою Родину нужно любить, своих героев нужно знать и чтить их память. Так получилось, что у меня военные роли не очень получаются из-за моего типажа... В спектакле о Семёне Номоконове я играю лейтенанта Репина. Во втором спектакле про нашего разведчика я играю пленного немецкого генерала. Шикарная роль на 32 секунды. И в третьем спектакле я играю дурачка в деревне и потом перевоплощаюсь в разведчика-картёжника, который всех обыгрывает...
- Там, наверное, больше мужских ролей, но Татьяна Александровна всегда находит место, где я свою лепту вставляю.
- "Бурятский брянец"... Семейная пара образовалась, когда был организован отряд "Спартак". Груня и Анатолий - реальные люди, с которыми Жабон на протяжении всей жизни связывался, приезжал в гости. Эту любовь я обязана была показать в спектакле. Лера там играет роль Груни, Влад Николаев играет Анатолия. 

- Участников этого творческого коллектива можно назвать универсалами. Ведь работа над спектаклем требует многих навыков и знаний.
- У нас же театр-студия. Нет ни бутафоров... Декорации, костюмы - всё мы делаем сами. Сергей - помощник режиссёра - на все руки мастер - и декорации, и исторические факты, и написание сценария. Именно в части немецкого обмундирования Сергей вёл большую работу. 
Чтобы воссоздать какой-то костюм, мы обращаемся непосредственно к истории - будь то простой сельский житель или немецкий офицер. Важно всё до мелочей: от цветовой гаммы до пуговиц. Мы перелопатили историю: надо знать хронологию. Какие войска СС проводили диверсии на Брянщине, когда Бадма Жабон там участвовал. Каждая мелочь важна.
- Вы, кроме того, что на все руки мастер, выходите и на сцену. Вы там молчите или играете?
- Играю. Допустим, в "Бурятском брянце" у меня было две роли: простого старика и группенфюрера, немецкого офицера. Сложность была в моментальном перевоплощении - из простого деда в жестокого офицера, который расстреливает мирных жителей. Но мы справились. Театр в моей жизни появился в августе 2016 года. Я нашёл себя в театре. 

- Есть лицо у вашего театра-студии?
- Сложно сказать, чем наш театр отличается... У нас постоянно оригинальные постановки, есть платформа для творчества. Вся театральная труппа задействована всегда во всех спектаклях. Весело у нас!
- Вы, помимо того, что играете, каждый и своего рода педагог...
- Мы занимается с детской студией "Лимонад", такое весёлое название, вкусное.
Детская студия у нас третий год работает и уже является лауреатом первой и третьей степени международного фестиваля в городе Туапсе. Я вывозила их год назад, и мы заняли почётное место. Это очень престижно. Выезжая туда, я рассчитывала привезти хотя бы диплом международного фестиваля - нужно лицо своё иметь. И когда первое место, второе, гран-при некоторые имеют - это было приятно. Детьми гордилась. Интерес у них появился. Мы возили "Колобок". Присутствовали там коллективы из Казахстана, Белоруссия - у них фольклорные материалы, очень интересные. Думала: "Куда мы со своим "Колобком"! Ребятишки настроились, выдали. Очень было приятно слышать похвальные слова. Мы закрываем театральный сезон новыми постановками, где детская студия представит сказку "Рукавичка", а театр Дома офицеров - в рабочем названии "Илья Муромец и Елисей Силыч".

Читать весь текст

Елена Князева, 07 мая 2018, 14:02

Связанные теги: театрДом офицеров

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2010-2017

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus