• Радио России-Чита:

    Тема дня

    Завтра, 20 апреля, пройдут соревнования - первый...

    Утренняя студия

    Большим театральным капустником завершится в этом году предюбилейный...

  • Радио Маяк-Чита:

    Курс на Маяк

    С председателем общественной организации "Дети войны" Инной...

    Гость на Маяке

    22 апреля начнется Всемирная неделя иммунизации, которая традиционно...

  • Погода и курс валют:


    Доллар США:

    64,0688 рублей

    Евро:

    72,2440 рублей

Памяти заслуженного работника культуры РФ и Читинской области, кандидата культурологии Татьяны Михайловны Зенковой

2 0

Эта старинная протяжная песня "Рябина моя, рябинушка" прозвучала сейчас неслучайно в исполнении фольклорного ансамбля "Живая старина". Это одна из самых первых песен, записанных Татьяной Михайловной Зенковой в селе Укыр Красночикойского района в 1993 году и расшифрованная ею.
Так начался вечер памяти заслуженного работник культуры Российской Федерации и Читинской области, кандидата культурологии, исследователя и пропагандиста традиционной народной культуры Забайкальского края Татьяны Михайловны Зенковой. А проходила эта встреча на чикойской земле в августе 2018-го, во время V международного фестиваля "Семейская круговая". Истинной душой этого народного праздника, его организатором, идейным вдохновителем все годы была именно Татьяна Зенкова.
Открывая фестиваль в 2016 году, директор Учебно-методического центра культуры и народного творчества Забайкальского края Татьяна Михайловна Зенкова с гордостью сказала со сцены следующие слова: "Для меня Чикой стал вторым домом. Сама из семейских, мама у меня семейская. Мы всегда готовимся к вашему фестивалю. Мы успели буквально на днях сделать, что задумали. Первое - издать второй выпуск сборника "Носители традиционной культуры", где 11 человек из Красночикойского района. Мы сумели перенести на электронные носители песни, сказки, былины, заговоры, приметы какие-то - всё, что вы рассказали нам, золотые наши бабулечки! И второй сборник. Год назад мы побывали в Ядрихино. Это стало для нас открытием. Там много переселенцев из семейских сёл, и за вечер мы записали там 50 песен, представляете? Мы успели эти песни расшифровать, переложить на ноты и такой сборник дарим в село Ядрихино и в Центр этнографии вместе с дисками. Мы очень старались. Ещё раз с праздником, и всё у нас получится!"

Всё, за что бы ни бралась Татьяна Михайловна Зенкова, у неё и правда получалось. Создала уникальный фольклорный коллектив "Живая старина". Воспитала десятки учеников, так же, как она, влюблённых в народное творчество. Придумала и вместе с единомышленниками организовала в Забайкалье фестивали семейской и казачьей культуры. Защитила диссертацию и получила учёную степень. Написала книги. Одно не получилось... Обмануть коварную болезнь. Ровно год назад Татьяны Михайловны Зенковой не стало...
Но личности такого масштаба не уходят бесследно. Их добрые дела и начинания продолжаются коллегами, учениками, людьми, в сердцах которых живёт благодарная память. Сегодня, когда отмечается День работников культуры, мы вспоминаем человека, который был безгранично предан этой сфере деятельности и многое сделал в ней.
Выпускница Читинского музыкального училища, а затем Восточно-Сибирского института культуры, Татьяна, поработав в детских музыкальных школах, в том числе в родном селе Улёты, была приглашена в областное училище культуры.

О том времени вспоминает бывшая коллега Татьяны Зенковой, а сегодня директор детской школы искусств №7 города Читы Ирина Кирюшкина: "Это был 88-й год. Мы с ней начинали в училище культуры преподавателями. О фольклоре речь не шла вообще. Мы с ней работали на народно-хоровом отделении, хотя обе имели образование клакссическое. Этап становления Татьяны Михайловны, как фольклориста в большом понимании, мы прошли его вместе. Нельзя не вспомнить ещё одного добрейшего светлого человека - Бориса Григорьевича Шевченко. Бывают люди какие-то знаковые, который дают толчок на всю оставшуюся жизнь. Он первым отправил нас в экспедицию. И первая наша экспедиция была в Укыр по зимнику на старом уазике, и правильно Борис Григорьевич переживал, потому что это был январь, и мы сломались по дороге. Татьяна Михайловна - житель сельский, она всё это видела, а для меня это нечто! И когда мы ездили с ней по деревням, мне надо было всё увидеть - как корову доят, как костюм надевают. И утром когда я вставала, она говорила: "У нас молодуха корову подоит!" Эта первая экспедиция была настолько удивительная, которая заложила эту основу. Мы увидели такой материал уникальнейший, который потом вошёл в книгу "Сторона ты моя, сторонушка". Мы во-первых, увидели чистые обряды фольклорные, которые сохранились в Укыре. Мы увидели обряд поминальный и его записали. Нам потом сказали, что это уникальнейший обряд заваливания. В Укыре ребят больше, чем девчонок, и они их пасут с детства. И в Рождество у них традиция - они заваливают ворота дома и пишут: "Выходи скорее замуж". Как бы ни следили отцы, семьи, всё равно забор под утро будет завален, до того, что трактором подпёрт... Это было ощущение, что ты в каком-то раю - тишина, люди спокойные, никто никуда не бежит. В город приехали - какие чистые люди! И она сама такой человек была, Татьяна Михайловна. Она в эту обстановку вливалась естественно абсолютно. Она, во-первых, с какой-то обнажённой душой, открытой. В ней двойного дна не было никогда. Нет - нет, да - да, нравится - не нравится... С ней в этом отношении было очень просто. Бывают люди, в которых изначально вектор жизни определён. Она говорила, как хорошо мы, училище, идём рядом, не ругаемся - два направления - народно-хоровое и фольклорное. А обычно противостояние было капитальное! Мы взаимо дополняли. Мне кажется, человек пришёл ради этого. Да, фольклор собирали до этого, а вот песенный фольклор, который бы научно обрабатывался, который бы дал толчок фольклорному отделению. До этого его не было вообще, его же с крупиц собирали, оно было абсолютно непопулярно. Потому что это надо жить в этой атмосфере, чувствовать всю прелесть, видеть развитие, перспективу. И сейчас какое отделение, какие ребята учатся! Одно удовольствие. Это, мне кажется, нерукотворный памятник Татьяне Михайловне! После этого мы много с ней были в Улётовском районе - молодые, над нами смеялась вся деревня. Во-первых, городские приехали, по-городскому одеты. Кроме этого мы с ней облазили все чердаки, и они нам со смехом выбрасывали то утюг, то рубель, то безмен. А мы всё хватали и радовались! Мало того, что хватали, мы на себе несли по всей деревне - на нас показывали пальцами, смеялись. Сейчас это всё стоит в училище культуры как напоминание. Причём всё же делали по наитию. Это сейчас всё прописано - как записывать, как общаться, а мы включали - писали всё подряд, что надо было записать - не записали... Мы прошли этот этап. Конечно, на неё очень повлияла встреча с Вячеславом Асановым. Он - настоящий фольклорист, она с ним ездила в экспедиции, настолько с ним сроднилась и дальнейшее её развитие - и книги, и научные статьи - я бы отдала приоритет ему. Она ведь не была пушистой, гладкой, Татьяна Михайловна. Она могла настоять на своём, где-то сказать вопреки. 
Она всё высказывала. Надо отдать должное, у нас ребятишки были одного возраста. Когда растишь детей, ты всё друг про друга знаешь. Да, она была резкая, да, она могла сказать, но в этом её прелесть была. Можно тихо, мягко, ни о чём, а можно сказать, и ты всё понял. И наверное, благодаря этому она двигалась, была своя везде. Где бы мы не были, везде она была своя, тут же вписывалась в обстановку, тут же сравнивалась со всеми. Я так не умею, тип характера у меня другой. Я ей поражалась, завидовала. В последнее время я постоянно возвращаюсь к ней мыслями, бывают люди, как воздух... Они есть - ты их не замечаешь. Думаешь, сколько упущено. Я никогда не верила, что всё настолько серьёзно - настолько это был жизнелюбивый человек! В командировки ездила, на конкурсах сидела, она не была закрытая. За месяц мы с ней общались - и смеялись, и детей вспоминали. Она говорила: "Мне успеть книгу дописать!" Говорю: "Ты куда торопишься? Допишешь!" Как мы не ценим... Постоянно говорим: что имеем, не храним. Мне кажется, с годами она будет настолько значимой фигурой в Забайкальском крае, мы ещё до конца не осознали - ни в развитии фольклора, ни в сохранении традиций, ни как руководителя Учебно-методического центра". 

Говорит член оргкомитета фестиваля "Семейская круговая", руководитель красночикойского ансамбля "Берегиня" Ольга Григорьевна Некрасова: "В 92-м году у нас была комплексная экспедиция в Укыр, Мензу. Тогда Татьяна Михайловна говорила, что встретилась с культурой семейских - старообрядцев, влюбилась в неё, хотя она была академистом. За эти годы было много всего интересного. Мы ездили по фестивалям, сколько экспедиций прошло. Она оставила в наших сердцах очень много доброго и хорошего. Мы всегда будем её помнить такой, какой она была - светлой души человек, отзывчивый, всегда спешащий на помощь. Она была для нас наставником, учителем, другом. А для ансамбля фольклорного "Берегиня" она стала крёстной матерью, потому что пришли женщины, которые робко начинали петь. Она сказала: "Вы ещё всех переплюнете! Я вас благословляю".

Татьяна Михайловна благословила на творческую деятельность, помогла в становлении и развитии многим фольклорным коллективам. Говорит руководитель вокальной группы "Селяночка" из села Верх-Чита Ирина Агапитова:

"Вспомним тех, кто стоял у истока
Той семейской большой круговой
Про Зенкову Татьяну особо,
Ведь она зазывала на сбор.
Вспомним ту нашу первую встречу -
Гул стоял в округе такой -
От чикойских душевных песен
Под гитару, баян и гармонь.
Было бравое выбрано место -
Среди сосен, берёз тёк ручей, 
На площадке и танцы, и песни
С ранней зорьки до тёмных ночей.
Пой, Чикой, голосистые песни, 
Славя край и семейский народ.
Пусть такая традиция встречи
В честь Татьяны Михайловны
Долго-долго в народе живёт!

Наш коллектив существует давно, но то, что мы стали известны, нас Татьяна Михайловна называла "наши зажигалочки". То, что мы поём семейские, казачьи песни, это благодаря нашей наставнице - Татьяне Михайловне Зенковой. Мы её любили, она нас тоже любила. Почему мы вышли всем коллективом, потому что одну песню она особенно любила в нашем исполнении". 

Традиционная народная культура, считала Татьяна Михайловна Зенкова, - основа духовно-нравственного воспитания личности. Поэтому она так активно ратовала за создание школы изучения культурного и духовного наследия Восточного Забайкалья, написала на эту тему более 50 научных статей и методических пособий. В свет вышла её книга "Сохранение и изучение народной песенной культуры Забайкальского края". О своей подруге вспоминает декан психолого-педагогического факультета Забайкальского университета, доктор педагогических наук, профессор, член Общественной палаты России Татьяна Константиновна Клименко. Неудивительно, что Татьяны нашли друг друга, ведь они во многом похожи.

Татьяна Клименко: "Мы с Татьяной Михайловной начали активно общаться с начала 90-х годов. Вначале она мне нравилась как представитель культуры, когда они с Ириной Кирюшкиной создали "Живую старину" и рассказывали о своих находках на научных конференциях. Я ездила с ними в Чикой. Мне показалось, что это такие красивые люди. Татьяна Михайловна ко всему относилась с такой любовью - к фольклорному материалу, который собирала, она его драгоценностью для себя считала. Это меня в ней очень привлекало. Жизнь развивалась, подрастали дети, и мы встретились уже как с родителями, которые привели своих детей обучаться к нам в лицей. Здесь у нас сложилось настоящее детско-родительское сообщество, общество родителей, которые дружили между собой в организации разных праздников, событий, поездках совместных. Это нас очень сдружило. Добавились совместные походы по субботам в физкультурный диспансер. Так прошло десятилетие нашей совместной дружбы. Я бесконечно Татьяне Михайловне благодарна и буду её всегда вспоминать как человека надёжного и очень правдивого. Мы часто обсуждали с ней положение дел в культуре, в её методическом центре, в образовании в целом и это было бесконечно всегда интересно. Татьяна Михайловна бесподобна в плане отношения к людям. Допустим, собираемся праздник сделать. Она придумает какую-то оригинальность. Её юбилей - для меня был целое драматическое явление, в котором участвовало большое количество работников культуры, нам было хорошо и интересно. Меня всегда настораживала такая мысль. Она всегда говорила: "Моя мама жила недолго, я, наверное, повторю её судьбу". Мы пережили период подготовки её диссертации, защиты. Я знаю, как она собирала материал для книжек, каждое издание для неё было дорого, потому что она торопилась - съездить в экспедиции, собрать больше материала. И самое потрясающее - что она была настоящим учёным. У неё была сформирована своя концепция понимания этого фольклорного материала, и она чётко ей следовала, всегда вела свою линию. Я смотрела на неё с восхищением, потому что были маститые учёные из Москвы, Якутска, отовсюду у которых свои представления были. Это было в Татьяне Михайловне очень развито - проехав многие районы, встретившись с огромным количеством людей, она каждому отдавала частичку сердца, воспринимала их от чистого сердца носителей, от которых можно обогатиться настоящей историей, нашим прошлыми, которое найти уже невозможно сегодня. Для меня она - учёный, человек, который обогатил науку, ввел в научный оборот богатейший материал, проанализировав его, вычленив тенденции, окраски. Чудо! Во-вторых, она для меня замечательная мама, у которой две чудесные дочки. Достойное продолжение семьи Зенковых. Александр Петрович - его избрали председателем городской думы, он нашёл себя в государственной политической деятельности. Сердце этой семьи представляла Татьяна Михайловна. Она очаровательная женщина, всегда интересная, красивая, всегда мы могли обсудить чисто женские наши дела - про серёжки, бусики, и нам было от этого очень хорошо. Я очень любила, как она пела. Она не только знаток-теоретик фольклора, она сама артистка. И это артистическое в ней начало очень украшало её жизнь, радовало всех вокруг, кто её знал. Она была и хорошим руководителем в своём центре методическом, потому что она видела перспективу, умела организовать, строила эту деятельность, интуитивно находя все самые современные подходы, стараясь вокруг себя объединить людей, по духу её понимавших, которые могли дать развитие нашей культуре. Татьяна Михайловна была яркой личностью". 

У главного фольклориста Забайкалья было много друзей и единомышленников по всей России. Вот как отзывался о детище Татьяны Зенковой - фестивале "Семейская круговая" - человек, повлиявший на её судьбу, известный педагог-фольклорист, член правления Российского фольклорного союза, научный сотрудник Центра русского фольклора из города Новосибирска Вячеслав Асанов: "Каждый фестиваль хорош по-своему. Такого фестиваля я ещё не видел. Такое скопление цвета традиционной культуры семейских. Пожалуй, можно сравнить старообрядческое село Устин на Печоре, там тоже в Петров день праздник: съезжаются в это село и водят хороводы. А здесь гудит праздник - на выставках, столах угощенье, конкурс был интересный, не знали, как судить, потому что уровень был настолько высок. Сильное впечатление, место шикарное. Надо его продолжать, расширять, он должен стать международным серьёзным фестивалем".

А сейчас у микрофона заслуженный работник культуры Бурятии, заведующий кафедрой народного пения Восточно-Сибирского государственного института культуры Николай Рещиков: "Нас с Татьяной Михайловной связывала не только творческая, научная деятельность, но и человеческая дружба. Первое самое яркое впечатление, которое произвела на меня Татьяна Михайловна, это 1998 год, когда в стенах нашего института проходил большой международный симпозиум "Байкальские встречи". И в рамках этого симпозиума, посвящённого традиционному фольклору, собралось несколько коллективов гостей из ближайших регионов. Из Забайкальского края приехал коллектив "Живая старина". Это было на грани потрясения какого-то. Мы знали и представляли свой местный фольклор - фольклор семейских, проживающих на территории Республики Бурятия, и вдруг появляется коллектив, во главе которого была Татьяна Михайловна. Когда они запели, это было удивительно - новое что-то, свежее, неслыханное. Оказалось, это песни семейских Читинской области, Красночикойского района, они были интересные, очень красивые. Но главное - та энергетика, та любовь, изливающаяся от этого коллектива, самой Татьяны Михайловны, её удивительное обаяние. Оно передалось на всех участников. В результате это мероприятие затянулось за полночь. До часу ночи мы не могли мероприятие завершить, детей отправить по домам, потому что они всё пели, пели, пели. На другой день коллективы прощались со слезами, обнимались - вот что такое песня народная, фольклор. Потом были постоянные встречи на других фестивалях, я приезжал, Татьяна Михайловна часто у нас бывала в Улан-Удэ. Мы всегда находили общие темы для разговора, мы обсуждали наши совместные трудности, проблемы, намечали новые планы, и Татьяна Михайловна всегда поражала какими-то новыми проектами, планами, идеями. И всякий раз я удивлялся, восхищался - откуда в этой удивительной женщине столько фантазии?" 

Читать весь текст

Елена Князева, Ольга Пригодина, Наталья Сергеева, 25 мар 2019, 14:08

Связанные теги: культура

Просмотреть все новости из этой рубрики: Имя в культуре

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus