Тема дня

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Передачу подготовили:

Елена Костромина, 02 апр 2019, 14:14

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

1 0

Символ этого дня - лента с рассыпавшимся разноцветным пазлом, как напоминание всему обществу, что такие люди живут среди нас, что они нуждаются не в нашей жалости, а в наших поддержке и понимании. Сегодня гости программы - член регионального отделения Всероссийского общества родителей детей-инвалидов, председатель региональной общественной организации по оказанию помощи детям с РАС и их семьям "Аистенок" Ольга Валерьевна Тыжинова, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Дар" Забайкальского края Светлана Михайловна Ли и учитель-дефектолог отделения оказания интенсивной психологической помощи в сообществе детям и подросткам Краевой клинической психиатрической больницы имени Кандинского Елена Федоровна Иванова.

Что такое расстройство аутистического спектра?

Ольга Тыжинова: "Аутизм проявляется в нарушении развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, замечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение, как правило, без ремиссии. Симптомы сохраняются и у взрослых, пусть зачастую и в смягченной форме, однако одного симптома недостаточно. Для определения аутизма требуется наличие характерной триады: недостаток социального взаимодействия, нарушение коммуникативной функции, как на вербальном, так и на невербальном уровне, ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения. Это нарушение поведения, нарушение коммуникации и социализации, ребенок не может общаться или общается в непривычной форме для людей. Например, выстраивание игрушек в линию, без игры, выстраивание предметов по цвету в линию, если строит башню, то башня будет в один кубик на другой в его рост. Такие игры занимают часы, ребенок может часами крутить колеса. Ребенок с аутистическими расстройствами страдает тревожными состояниями, старается справиться со своими страхами. Вообще у любого человека может быть такое, когда мы нервничаем, начинаем крутить волосы, вращать в руках предметы и т.д., чтобы как-то справиться с тревогой. А для человека с аутизмом стрессом может являться незначительное изменение обстановки - освещение, перестановка предметов с места на место, смена маршрута, новые люди, новые звуки, то есть то, что у обычного человека не вызывает тревожности, то у человека с аутизмом вызывает, и не всегда понятно, что вызвало панику. Успокаивается с помощью телесных движений".
- Как определить аутизм у маленьких детей?
- Маленькие дети показывают телом, например, при сенсорной перегрузке: изменился звук, ребенок зажмуривает глаза, закрывает уши, пытается спрятаться. Бывает, что ребенок при сохранном слухе и зрении создает впечатление, что он не слышит громких звуков. Хотя эти черты могут быть присущи и обычному ребенку. Но понятие "громкий" для ребенка-аутиста - это нечто другое. То, что для нас не громко, для него очень громко.

С какого возраста отклонения можно увидеть?

Светлана Ли: "Чаще всего выставляется диагноз от 3 лет и старше. Чем раньше диагностировать. тем лучше. Для каждого ребенка подбираем свой набор диагностических материалов и исследований".

Многие мамы детей-аутистов говорят, что ребенок до 1-1,5 лет развивался нормально, но после произошел откат, и ребенок перестал есть, стал избирателен в еде, изменился?

Ольга Тыжинова: "Если говорить о еде, то избирательность пищевого поведения становится очевидной после введения общего стола, введения прикорма. Пищевые предпочтения формируются по вкусу ребенка, по цвету еды и т.д.". 
Светлана Ли: "Взаимодействие с социумом и внешним миром выражается во всем, если говорить о еде, то без нее мы жить не можем, так же - общение с людьми, без которого мы не можем. У ребенка-аутиста еда, общение и т.д. вызывает настороженность, особенную реакцию это вызывает и у любого ребенка. Признаки аутизма появляются до прививки АКДС".

Обращаются с вопросами о том, что прививка АКДС спровоцировала аутизм?

Ольга Тыжинова: "На сегодняшний день наши доктора официально такой статистики не имеют. В любом случае, просматривая анамнез развития ребенка, рассматривая записи невролога, психиатра, мы видим особенности развития ребенка".
- Но есть мнение, что прививка усугубляет ситуацию и играет провоцирующую роль?
- Усугубляет ситуацию, но не создает эту ситуацию. Влияние вакцины на появление аутизма не доказано. В США исследовали версии появления аутизма, была прививочная версия, версия "мама-холодильник" - это когда холодная эмоционально мать провоцирует у ребенка появление аутизма.
Светлана Ли: "Когда мы разговариваем с мамами детей-аутистов, то выясняется, что отката в речи у ребенка и не было. Речь начала развиваться, появились первые звуки, гуление, лепетная речь. Но лепетная речь - это не речь, дальше должна была развиться экспрессивная речь, но она не развивается, и у ребенка начинаются поведенческие изменения, его перестают понимать, он не может сформулировать свой запрос. А у окружающих растут ожидания по отношению к ребенку. Чем дальше, тем больше такая ситуация нарастает. Он не может сказать, что ему больно. Первые слова, которые не были связаны с действиями, образами, они уже не нужны и исчезают, а новые не появляются. То есть отката нет, а есть отсутствие прогресса. Есть дети-аутисты без речи, а есть дети-аутисты с очень развитой речью, которые могут процитировать энциклопедию, не сообщая это вам, но это не общение, они общаются сами с собой. Если ребенок в 1,5 года странно себя ведет, странно реагирует на шумы, странное пищевое поведение, не любит, чтоб его трогали, уклоняется от родительской ласки, кричит определенные звуки и при этом закрывает уши, то ребенка обязательно нужно показать специалисту, психиатру. Чем раньше вы обратитесь, тем больше шансов, что ребенку смогут помочь. Родителю нужно будет пройти тест и ответить на вопросы, после чего узнать, какой риск у ребенка".
Елена Иванова: "Затем по направлению от невролога нужно обратится к врачу-психиатру. На базе психоневрологического диспансера открыто отделение комплексной психиатрической помощи детям и подросткам с ранним детским аутизмом, с умственной отсталости, с расстройством психологического поведения, с эмоционально-волевыми расстройствами. Диспансерное отделение оказывает консультативную помощь, где врач-психиатр подтвердит ваши сомнения либо успокоит. Также на базе работают и другие специалисты: логопед, психолог, дефектолог и др. Проводится комплексная комиссия, на которой либо выставляется, либо не выставляется диагноз "ранний детский аутизм".
- Елена Федоровна, вы постоянно работаете с детьми, страдающими аутизмом. Насколько сложна работа? Что бы хотелось сказать родителям?
- Помощь должна быть комплексной, это работа и педагогов, и родителей, и специалистов. Родители должны рассказать все, что замечают и знают о своем ребенке. Это не заболевание, это нарушение развития, это комплекс разных поведений, сенсорных особенностей восприятия, поэтому чем раньше мама обратится к специалисту, тем лучше. Диагностика также будет обсуждаться с родителями, и она может показаться странной. Но мы все делаем, как положено, по правилам. Диагностика - это длительный процесс, он не заканчивается 20 минутами, это два-три месяца диагностики. Каждый год мы применяем новые технологии и методы. Если же родители не согласны, то они могут посетить другого психиатра. Решать только им.
- Результаты сразу заметны, есть положительный пример?
- Нет, результаты заметны не сразу. Ребенка подготавливают постепенно к группе пребывания, сначала ребенок остается на недолгое время, затем на полдня и после на весь день. Дети проходят разные реабилитации, в разных учреждениях - "Дар", "Росток". Конечно, с возрастом дети становятся более коммуникабельными, социализированными, помогает медикаментозное лечение. То есть это комплексное лечение. Отрицательного примера привести не могу. У каждого своя динамика и развитие.

Связанные теги: психологиядети

Просмотреть все новости из этой рубрики:

Тема дня

Сообщить об ошибке - Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus