Тема дня

Школьные конфликты. Как их избежать? Помогут специалисты-медиаторы

Передачу подготовили:

Елена Костромина, 08 окт 2019, 14:07

Школьные конфликты. Как их избежать? Помогут специалисты-медиаторы

0 0

Все чаще в социальных сетях можно встретить ролики, на которых одноклассники устраивают неполюбившемуся соседу по парте, если можно так выразиться, "темную". И если факты такие становятся достоянием общественности, то нередко вызывают бурную реакцию и заканчиваются неблагоприятно для всех участников конфликта: зачинщиков ставят на учет в отделы по делам несовершеннолетних, а потерпевшим приходится даже менять учебное заведение. Дети бывают очень жестоки. Как избежать таких ситуаций? Тема нашего разговора сегодня - "Конфликты и их профилактика. Роль школьной службы медиации в решении конфликтов в школе". Гости программы - действующий психолог центра "Семья" Наталья Борисовна Винникова и старший преподаватель, старший методист кафедры педагогики Института развития образования Забайкальского края Ирина Николаевна Крицкая. 

Стоит отметить, что сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим, в споре, пусть даже детском, тоже рождается истина. Конфликт дает возможность научиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Чаще всего конфликты в школе носят эпизодический характер. Давайте разбираться, что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Конфликты в школе носят чаще всего эпизодический характер, что представляет собой школьный конфликт и как его избежать?

Наталья Винникова: "Вообще, конфликт - это столкновение интересов, когда интересы, мнения не совпадают. Конфликты - это нормальное явление. Вопрос в том, как реагируют участники конфликта, как себя ведут для того, чтобы его разрешить".
- Как чаще начинаются конфликты?
- Начинается конфликт в зависимости от того, как реагирует человек на него. Негативные чувства возникшие копятся и позже выливаются в конфликтную ситуацию сторон.
- Сегодня много роликов в сети конфликтов детей?
- Да, это дань моде, сегодня много снимают и выкладывают в сеть. Важно набрать лайки, репосты, привлечь внимание, но этот способ самореализации неконструктивный. Сложились определенный группы, лица, которые выкладывают ролики в есть, что также способствует конфликту.
- Чаще всего конфликты в школе происходят в каком возрасте?
- В любом возрасте возникают конфликты, дело в том, что способствует конфликту, причины конфликта.
- Конфликты бывают кратковременными, когда поругались, может, даже подрались и помирились, а бывает, дети начинают "травить" одного ребенка?
- Да, бывают такие конфликты, когда дети между собой могут разобраться сами, поругаться, помириться и так далее. А бывает жертвой становится определенный ребенок по той или иной причине. Виноваты, конечно, всегда две стороны конфликта. Но когда ребенок один, он не всегда может противостоять нескольким лицам, как морально, так и физически. И тогда могут быть разные последствия, ребенок может перестать ходить в школу, замкнуться в себе, вплоть до суицидальных моментов. Начинают подключаться родители, что приводит к еще большему конфликту зачастую.

Служба медиации - это что?

Ирина Крицкая: "В каждой образовательной организации существует служба медиации. Есть муниципальные службы медиации, есть краевые службы. Медиация - это инвестиция в будущее. Страшен не сам конфликт, а его последствия. Задача школьной медиации - научить детей решать конфликты. По закону, медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиаторов, третьей нейтральной стороны, которая помогает выработать правильное решение, способствующее урегулированию конфликта. То есть в медиации нет победителя и нет проигравшего. Медиатором может быть и педагог, но главное - он должен быть обучен, знать принципы и инструменты медиации".

Наталья Винникова: "Психолог отличается от медиатора тем, что психолог полностью принимает ребенка, а медиатор может указать на то, в чем он был неправ. Также медиатором может быть классный руководитель".

Ирина Крицкая: "Самое страшное в роли медиатора - беспристрастность, соблюдать грань, не встать ни на ту, ни на другую сторону, это очень сложно".
- Служба медиации есть в наших школах?
- С 1 января 2011 года вступил в силу закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника", то есть процедура медиации. В школах это не всегда служба медиации, это может быть и конфликтная комиссия или служба примирения. Мы за то, чтобы в каждом учебном заведении была служба медиации".
- Механизмы для разрешения конфликтов есть?
- Мы видим задачу в обучении педагогов, есть курсы повышения квалификации. Медиация применяется не только в сфере образования, она применяется в любой сфере.

Роль родителя в конфликте сегодня тоже имеет место быть?

Наталья Винникова: "Роль родителя всегда выгодна двум сторонам. Когда обе стороны работают вместе в одном ключе, стараются вместе что-то сделать для своего ребенка, то это конструктивное взаимодействие, и ребенку это только на пользу".
- Какие конфликты самые сложные?
- Очень сложно сказать, где самый сложный конфликт. Любой конфликт, если он эмоциональный, затяжной, то он сложен для участников конфликта.
- Когда стоит вмешиваться в конфликт, в каких ситуациях?
-
Участники конфликта порой сами решают, нужна им помощь или нет. Человек должен добровольно решить, стоит кого-то вмешивать в свой конфликт или нет. В 90% случаях при участии медиаторов конфликты решаются положительно.

Связанные теги: детипсихология

Просмотреть все новости из этой рубрики:

Тема дня

Сообщить об ошибке - Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus