Проблемы сдачи ЕГЭ и поступления в вуз

0 0

Наталья Михайловна Кочергина, представитель общественной палаты Забайкальского края, расскажет о том, что нужно изменить в системе образования, нужен ли ЕГЭ и с чем свзязана низкая популярность технических специальностей среди молодежи.

Какие вопросы стоят на повестке дня перед вашей комиссией и в частности перед общественной палатой в эти весенние дни?

Я начну повествование свое с нашей последней рабочей повестки комиссии. Комиссия занимается вопросами науки и образования. У нас прошла очень плодотворная встреча с преподавателями физико математического факультета в учебных учреждениях политехнического вуза и педагогического. Наблюдается недобор в технических вузах по таким направлениям, как инженеры в различных сферах деятельности. Сразу возникает вопрос, почему не хватает студентов? Возможно, в школах уровень преподавания стал слабее или не хватает учителей. Сейчас, действительно, сильные учителя уже достаточно пожилого возраста. На смену им приходят работать в школу только единицы. И потом дети, получая хорошее образование в школе, предпочтение отдают и более успешным и авторитетным вузам, таким как в Москве и Санкт-Петербурге. У кого есть возможность, практически все покидают наш регион. В нашем крае, как правило, молодые люди не видят для себя перспективы. Еще одна проблема в том, что есть, конечно, выпускники школ с хорошим багажом знаний, но в основном дети, поступая в наши вузы, имеют слабый уровень знаний. Те, кто успешно заканчивают наши институты, идут работать не в школу, а выбирают более практичный вариант и возможность хорошо заработать. Учитель — непопулярная профессия в связи с тем, что социально она никак не защищена. Самая низкая заработная плата, социальных льгот уже давно лишили учителей, подъемные у начинающих преподавателей тоже отсутствуют. Я сама начинала работать в школе, нам оплачивался перелет один раз в два года, у нас были льготные коммунальные тарифы, у меня были подъемные после окончания института. Сейчас нет заинтересованности государства. Например, выпускники Читинской медакадемии успешно трудоустраиваются даже на местном уровне. А в сфере образования у нас отсутствует целенаправленная политика. Давыдов Сергей Олегович министр здравоохранения Забайкальского края выбрал правильную тактику в своей работе: инновации, новшества. Своим выпускникам медицинского института он предоставляет льготы при трудоустройстве. Сейчас разработан проект по строительству доступного жилья для молодых специалистов. В школах запущен хороший проект кинезитерапии. Есть конкретная политика работы в этой сфере деятельности.

Надо привлекать молодежь, конечно. Старшее поколение преподавателей уходит на пенсию, кто-то должен прийти им на смену. Но хотят ли молодые специалисты идти преподавать? И хотят ли они вообще получать такие специальности?

Упала популярность. Раньше учитель — это звучало гордо, был определенный статус, уважение. Школа всегда участвовала в общественной жизни города, в мероприятиях. Практически не проводится в школах сейчас профориентация. ТГК-14 открыли свои энергоклассы, которые популяризируют инженерию, и это работает. Сейчас сложилась тенденция, по выходу из школы все идут учиться на юристов. У технических вузов низкая популярность, так как работа эта плохо оплачиваемая. Не так много организаций, где заработная плата такая, чтобы можно было прокормить семью. Проблемы есть и при поступлении на физико математическое направление, когда человек имея хорошие баллы по математике и физике, должен еще сдать экзамен по обществознанию, чтобы поступить. Нет стратегии и политики работы в сфере образования, отсюда и провал. Главная заинтересованность молодых людей состоит в финансовой поддержке. И пока мы не будем стимулировать таким образом сферу образования, ничего не получится.

Может быть, новшества в ЕГЭ тоже играют какую-то роль в выборе профессии. Сейчас ввели базовую математику и профильную. Если ребенок сдает базовую, то на специальность, где требуется профильная, он уже не поступит. Раньше ведь не было таких различий, был один экзамен.

И раскрывать свои способности на экзамене было проще. ЕГЭ можно сравнить с лотереей. В школах скорее натаскивают на ЕГЭ, но не дают знания. Выбор стоит между тем, чтобы набраться знаний или набрать баллы по ЕГЭ. С внедрением ЕГЭ в систему образования уровень знаний упал. Сейчас увеличился процент студентов, которые вскоре после поступления в институт попадают под отчисление. Значит, раньше отбор студентов был все-таки лучше. Некоторые вузы стали давать дополнительные экзамены для проверки способностей. В то же время, ЕГЭ дает возможность детям из разных регионов поступать в центральные вузы.

В советской системе образования школьники сдавали сразу несколько экзаменов, и дети с разным уровнем знаний успешно сдавали эти экзамены. И все без исключения нашли свое место в жизни и применение своим способностям. Сейчас перед детьми ставят выбор, какие экзамены нужно сдать, чтобы поступить на ту или иную специальность. Но даже уже поступив на какое-то направление, ребенок может передумать. В таком возрасте сложно представить, кем быть и какой профессии посвятить свою жизнь.

В этом и заключается главная проблема. Раньше общеобразовательная система давала знания во всех направлениях, давала защищенность и право получить высшее образование в тот момент, когда будешь готов.

Выпускник сдавал тот набор экзаменов, который мог пригодится при поступлении на любую специальность.

Да, сейчас ребенок с высокими баллами по его профильным предметам физике и математике не проходит, не поступает в институт, только потому что у него не сдано обществознание.

Слушайте продолжение в аудиозаписи.

Марина Мисютина, 11 апр 2018, 11:01

Связанные теги: ЕГЭобразование

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2010-2017

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus