ГТРК Чита
$: 72.67 р. | €: 86.71 р. | ¥: 11.21 р. |  Вход | Регистрация
$: 72.67 р. | €: 86.71 р. | ¥: 11.21 р. | 

Дальневосточный вектор Забайкалья, 7 мая 2021

0 0

Совсем недавно прошел праздник Весны и Труда, который помимо нашей страны отмечается во многих других. А впереди - очередная годовщина Великой Победы. И нам интересно было узнать, есть ли в Забайкалье в нынешнее время свои, пусть и небольшие, свершения. Правда, не боевые, а трудовые, которые стали возможны не только благодаря активности и инициативе отдельных коллективов, но и поддержке региональных органов власти новых производственных проектов.

Сегодня расскажем о продукции одного из предприятий края, которое запустилось в рамках ТОР - территории опережающего развития - экономической зоны, предоставляющей налоговые льготы и иную поддержку инвестору. Впервые ТОР начала реализовываться в крае в 2019 году после включения Забайкалья в состав Дальневосточного федерального округа. Это открыло перспективы для проектов не только крупных предпринимателей, но и субъектов малого и среднего бизнеса.

Помимо управляющей компании ТОР "Забайкалье", помогающей задействовать то или иное производство в специальном налоговом режиме, появились и другие, связанные с органами власти структуры, которые предлагают предпринимателям различные меры поддержки. А какие проекты благодаря им стали возможны в крае? Так, в конце апреля в Чите был открыт завод по производству фронтальных погрузчиков и навесного оборудования. Теперь на территории края будут выпускать спецтехнику, которая применяется в разных отраслях - от горнодобывающей и строительной до сельскохозяйственной и жилищно-коммунальной. На открытии завода присутствовал и губернатор Забайкалья Александр Осипов. Он отметил, что запуск такого производства станет локомотивом, который показывает целесообразность реализации подобных проектов. Глава региона подчеркнул перспективность для инициативных предпринимателей в обращении к дальневосточным мерам поддержки, действующим в крае. Эти меры даже при амбициозных целях помогают их достижению. А началось все с идеи, которую мечтало претворить в жизнь руководство компании "Восток-Агро". С ее директором Андреем Зорькиным мы побеседовали о том, как удалось дать старт проекту.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Почему вообще приняли решение производить погрузчики? По той причине, что рынок России на 90% состоит из китайских погрузчиков, 10% занимает Великобритания, Америка и так далее. Ранее мы занимались именно китайскими погрузчиками, поставками на территории Российской Федерации, знаем рынок сбыта "от и до". С 2012 года этим занимаемся. За восемь лет мы уже знаем, какая модель, сколько продается, в каких количествах. Начинали мы торговлей китайскими фронтальными погрузчиками. На этом родилась основа. Товар востребован, эти машины востребованы, пользуются спросом по всей России. На рынке России процентов 90 фронтальные погрузчики - это китайская техника. Два года назад была такая мечта".

В помощь нашим предпринимателям, как уже действующим, которые желают запустить новый проект, так и только появившимся, в Забайкалье под эгидой министерства экономического развития работает целая структура профильных организаций. Остановимся на тех, которые помимо прочих отраслей дают поддержку именно производству.

Елена Мирсанова, генеральный директор Фонда развития промышленности Забайкальского края: "С чего начать проект? Его нужно оцифровать, переложить на бумагу. У нас есть региональный центр инжиниринга. РЦИ создан в 2014 году, работает на площадке Корпорации развития Забайкальского края. Бизнес-план написали, решение обозначили. Потом понять, сколько денег нужно, а за деньгами идти к нам. У нас в крае с 2017 года работает Фонд развития промышленности. Мы - государственная структура. Наша основная цель - выдача займов субъектам промышленности. Какие программы у нас работают? У нас есть совместная программа с федеральным Фондом развития промышленности и сейчас уже линейка из трех программ, которые позволяют предпринимателям, особенно, маленьким, зайти в более комфортных условиях к нам. У нас стартовала очень активно и приобрела большую популярность программа "Проекты развития региона". Очень комфортные условия - 2% годовых, 7 лет и ключевая особенность - здесь всего 35% обеспеченность на входе на момент заключения договора займа, далее в залог - имущество, приобретаемое в рамках проекта. Клиенты - производственные предприятия, но туда могут заходить и сфера услуг: пассажирские перевозки, туризм. Есть особенности: нужно вложить в проект не менее чем 10% собственных средств. Нужно показать какую долю ты собираешься вложить сам. И последняя программа, которая работает с момента открытия фонда - микрофинансирование до 5 миллионов рублей. Для производственников, если приобретается оборудование, ставка 3,4% годовых, если приобретаются оборотные средства для производственных предприятий, то 4,25%, срок - до 3 лет".

Таким образом, и региональный центр инжиниринга, и Корпорация развития Забайкальского края, а также Фонд развития промышленности в комплексе помогают инициативным предпринимателям запустить производство, которого в крае очень не хватает. Ведь доля обрабатывающей промышленности в нашем валовом региональном продукте составляет всего 3%. Поэтому для экономики Забайкалья появление нового производства остается крайне важным. Это отметил и губернатор края Александр Осипов на открытии завода "Восток-Агро" по выпуску фронтальных погрузчиков. Для того, чтобы это стало возможным, предприятию пришлось пройти пошаговый процесс получения поддержки, который в итоге себя оправдал.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Мы впервые просто с идеей пришли в Фонд развития промышленности. Заказали бизнес-план. Два года назад сделали бизнес-план, далее последовал поиск денежных средств, прошли аттестацию, что мы - производители, в Минпромторге России. Защищались там, финансовую проверку прошли в Фонде развития промышленности тоже в Москве. К сожалению, средства получили только в сентябре 2020 года".

Представляет интерес и то, каковы были затраты своих средств и сколько приложено усилий со стороны предпринимателя для реализации проекта, учитывая, однако, и меры финансовой поддержки.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "К этому проекту шли 2,5 года. Основное время заняло финансирование. Параллельно работали по оборудованию - какое мы будем использовать. 2,5 года занимали в первую очередь финансы, второе - конструкторская, третье - это уже определение поставщиков и так далее. Изначально проект предусматривал 85 миллионов, но, так как мы его начинали с ноля, основные деньги на производственный цех заложили свои - где-то порядка 25 миллионов. Профинансировали пока этот процесс шел. От Фонда развития промышленности получили 29 миллионов, вложили еще свои".

При этом исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Забайкальского края, глава Минэкономразвития Александр Бардалеев, присутствовавший на открытии завода, отмечал, что 29 миллионов рублей были выделены Фондом развития промышленности (ФРП) на особых условиях. Этот займ предоставлен на 7 лет под 2% годовых. В этом смысле, по словам вице-премьера, таких уникальных условий, как по программе ФРП под названием "Проекты развития региона", не предоставляет ни одна коммерческая организация. Органы власти заинтересованы в продолжении дальнейшей поддержки предприятию, включая рост производства, расширение возможности сбыта для коммерческого успеха. Кроме этого, "Восток-Агро" получило статус резидента ТОР - территории опережающего развития. Этот экономический режим предполагает серьезные льготы - на первые 5 лет нулевые ставки по налогам на землю, имущество и прибыль, а также административную и инфраструктурную поддержку. Получить статус резидента, имея только идею нового проекта, нельзя. Со стороны предпринимателя требуется вложение не менее полумиллиона своих или заемных средств в открывающееся производство. А предоставляемые льготы значительно упрощают срок реализации своего проекта. Также инвестор должен создать определенное количество новых рабочих мест. Все в рамках обязывающего соглашения с управляющей компанией или УК ТОР "Забайкалье", которая и помогает получить статус резидента. Директор "Восток-Агро" Андрей Зорькин рассказал нам об условиях, на которых его компании предоставили налоговые льготы.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Мы в ТОР заходили минимальными финансовыми вложениями, чтобы этого достичь. Точно также входили минимальными целями по людям - это 10 человек. Они у нас есть. После запуска пересматриваем, какие дополнительно еще нам нужны специалисты. ТОР всегда "за". В течение недели мы поймем это и будем расширяться. Дальнейшее расширение предусматривает под собой согласование с ТОР. Требование ТОР - самый минимум, который мы заявили, мы его уже выполнили. С УК ТОР у нас в принципе все замечательно и благополучно. Мы одни из 15 в первой линейке вошли в ТОР "Забайкалье". Что с той, что с другой стороны очень компетентные люди, очень нам помогали".

В наших беседах с бывшим директором УК ТОР "Забайкалье" Вячеславом Костиным мы узнали, что работающие в статусе резидентов инвесторы периодически к основному соглашению заключают дополнительное, в котором предусмотрено, например, увеличение вложений или рабочих мест. Это случается в связи с тем, что на стадии запуска проекта бывает трудно рассчитать потребности своего только открывшегося предприятия. Например, группа компаний "Инновация" - первый резидент ТОР "Забайкалье", который производит экологически чистый вид топлива - пеллеты. Ее директор Леонид Кузьмицкий также руководит предприятием "РЭЦ" по строительству домов, которое уже участвовало в таких госпрограммах, как план центров экономического роста (ЦЭР) - возведении Дома культуры и ФАПов. Кроме производства пеллет, глава компании также готовил пакет документов на расширение границ территории опережающего развития под жилой микрорайон. Таким образом, получается, что один резидент ТОР запускает несколько проектов, предполагая увеличение и рабочих мест. Та же ситуация возникла и у директора "Восток-Агро", который в рамках одного производства планирует привлечь больше специалистов, расширить возможности своего предприятия. Андрей Зорькин ответил на наш вопрос об инфраструктурной поддержке со стороны УК ТОР "Забайкалье", которую при необходимости также могут предоставить.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Нам в принципе ничего такого не нужно, у нас есть другой действующий бизнес, к которому мы уже инфраструктуру ранее сделали. То, что зависело от ТОР - нужно было увеличить электроэнергию, мощность электроэнергии. Они - замечательные ребята, помогли, в быстрые сроки. Эксклюзив для нас - увеличили мощность. Спасибо им еще раз".

Такие проекты, в которые вовлечено несколько стадий производства, предполагают и сотрудничество с другими предприятиями. Тем самым они создают новую сеть. В этой сети основной проект считается якорным. Производство фронтальных погрузчиков - не исключение. Плодотворное сотрудничество предполагается с "Забайкальским металлургическим заводом" (коротко "ЗМЗ") - преемником первомайского Ремонтно-механического завода, который работает с 1959 года.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "В данный момент опять же благодаря Фонду развития промышленности с некоторыми людьми знакомимся. В нашем направлении производства фронтальных погрузчиков нам нужно литейное производство. В Забайкальском крае "ЗМЗ", Первомайское, как раз устанавливает новое оборудование именно по литью. Мы им уже сделали заказ. В данный момент они рассчитывают. Второе, что мы хотим видеть - это производство лобовых стекол, то есть нам нужны стекла на кабины. Третье - вся электрика, которая у нас есть, в данный момент не хватает времени, чтобы этим заниматься, соответственно, будем сторонних привлекать. На будущее сельское хозяйство. У нас есть навесное оборудование, которое нужно будет согласовать в направлении сельского хозяйства. Будем, конечно, работать совместно".

Директор "Восток-Агро" отмечает и некоторые затруднения по возврату налога на добавленную стоимость - НДС, на который его предприятие имеет право, учитывая понесенные затраты при покупке оборудования.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Сейчас на данный момент от ТОР получаем льготы по налогам, они еще невидимые - налоговый период не прошел по производству. Хотел бы пожелать ТОРу, чтобы они взаимодействовали с нашими управляющими органами, в первую очередь налоговая. Возврат НДС - сейчас мы закупили очень дорогостоящее оборудование. Соответственно, пришли к тому моменту, что нам нужно вернуть НДС по этому оборудованию. Сроки раньше оговаривались 15 рабочих дней, но на самом деле, практика показывает, это не так".

Корр.: Наш собеседник также помимо некоторых трудностей рассказал и о тех перспективах, которые открываются благодаря запуску первого забайкальского производства фронтальных погрузчиков.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Основные потребители: лесная промышленность, дорожная промышленность, направление ЖКХ, потому что на этот фронтальный погрузчик большой спектр навесного оборудования. В дальнейшем мы это сами все будем изготавливать. К нам на презентацию прибыло потенциальных заказчиков - Красноярск, Улан-Удэ и Иркутск. Перспективу мы здесь однозначно видим. На момент презентации погрузчика было уже два клиента: один - это Красноярск, второй - Улан-Удэ, Бурятия. Мы им на следующий день после открытия показали, какие плюсы в наших погрузчиках. Ребята уже берут по два погрузчика в этом месяце, то есть четыре погрузчика нужно срочно изготовить и отправить им. Тут, конечно, зависит экономическая среда всей страны - бывают некоторые понижения в этом направлении. Когда кризис, у всех бывает понижение, но однозначно видим, что будет стабильность. С каждым годом растет. Знаем, что для наших 50 погрузчиков будет место. При этом 48 заявлено - это минимум, который мы собираемся делать. Сейчас в связи с увеличением персонала будем, соответственно, увеличивать объем. Расскажу, как мы ранее возили из КНР фронтальные погрузчики и продавали в Монголию. Рынок Монголии здесь рядом и нам интересен, так как наша техника комплектуется двигателями МТЗ, Беларусь, а трактора МТЗ практически по всей России, в том числе, Монголии используются. Детали, запасные части в Монголии тоже присутствуют на МТЗ".

Действительно, проект по производству фронтальных погрузчиков в Забайкалье объединил в себе несколько составляющих, поскольку необходимы детали и других производителей. Например, мотор изготавливается на "Минском тракторном заводе" - МТЗ, а что-то заказывается из Китая.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Двигатель мы используем МТЗ совместно с российскими деталями. Это очень большой фактор, то есть по всей России в любой точке, любой деревне используется двигателя МТЗ. Мы его сделали на автомате - гидромеханическая коробка-автомат. Комплектующие: весь металл мы изготавливаем самостоятельно на всех наших станках, двигатель - Беларусь. Кабины, мосты и колеса, коробка передач - приходится заказывать КНР, так как они довольно недорогие. Опыт есть, мы довольно давно погрузчиками занимаемся".

Важность запуска такого производства отмечал и министр экономического развития края Александр Бардалеев, присутствовавший на открытии завода.

Александр Бардалеев, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края, министр экономического развития: "Для нас очень важно было реализовать этот проект. К концу прошлого года удалось решить практически все задачи по поддержке данного производства с Минпромторгом России. За счет средств нашего регионального Фонда развития промышленности мы поддержали реализацию этого проекта. Предприятие работает с металлом, запчастями, но здесь у нас организовано уже конечное производство фронтального погрузчика, который востребован для строителей, для тех же промышленных предприятий, предприятий, которые занимаются добычей полезных ископаемых".

Фронтальный погрузчик получил торговое наименование "Кодар", победившее на конкурсе из семи вариантов, проводившимся среди сотрудников предприятия. Такое же имя носит, как известно, высокий горный хребет на севере Забайкалья. Стремление к покорение вершины при этом неслучайно. Ведь еще одним важным качеством погрузчика будет и его конкурентоспособность.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Изюминка нашего продукта - в России выпускают массой больше - 9600 тонн, наша машина - 6,5 тонн. Еще грузоподъемность - это средний вариант: 3 тонны. По этой причине она конкурентоспособная. Во-вторых, есть у нас 44-ФЗ. На этот год никто не прошел, кроме белорусов по МКДОРу, по 44-ФЗ. Когда пройдем аттестацию в мае, комиссия приедет, оценит. Мы мечтаем, что будем первые свободно продавать через 44-ФЗ, где мы вне конкуренции".

Директор "Восток-Агро" подразумевает, что на сегодня рынок продаж спецтехники, как и автомобилей, и общественного транспорта регулируется особым постановлением правительства страны, а сама процедура проведения закупок - 44-м федеральным законом. Для приобретения такой продукции заказчик, например, государственное или муниципальное предприятие, при объявлении торгов, отклоняет с несколькими исключениями все заявки с заграничными товарами. Для участия в таком конкурсе поставщик спецтехники должен предоставить сертификат о стране происхождения. Предпочтение должно быть отдано российскому производителю. Однако допускаются изделия государств-участников Евразийского экономического союза, куда входит и Белоруссия, двигатели которой и применяются повсеместно на просторах нашей страны. Поэтому прохождение забайкальским заводом фронтальных погрузчиков марки "Кодар" аттестации сделает нашу машину действительно очень востребованной на российском рынке спецтехники. Главное, как отмечает Андрей Зорькин, что узлы и механизмы, которые используются при сборке погрузчика, отвечают все современным стандартам. Их закупают у разных поставщиков, исходя из параметров максимальной надежности и доступной цены. При этом навесное оборудование изготавливают на месте. Действующая производственная схема обеспечивает выпуск надежной техники. Рассказал директор "Восток-Агро" и о том, какую помощь получило предприятие для прохождения этапов по соответствию действующей нормативной базе России.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Фонд развития промышленности: мы начали 2,5 года назад с ними работать, с ними ездили на защиту в Москву. Что Минпромторг, что Фонд развития промышленности России нас буквально везде поддерживали. Были некоторые нюансы со стороны банков. Так как мы некомпетентны в выплатах, субсидировании, каких-то законодательных моментах, эти люди вместе с нами изучали наши законы именно по выпуску спецтехники, они нас везде поддерживали".

Помимо этого Андрей Зорькин оценил и затраты на запуск предприятия, в котором важную роль играет электроснабжение.

Андрей Зорькин, директор ООО "Восток-Агро": "Все всегда говорят, что у нас дорого электроэнергия и так далее. Когда мы собрались все просчитывать - финмодель и так далее, проехали по Китаю, посмотрели, сколько стоит киловатт. Киловатт достигает 12 рублей на наши деньги. Это довольно много. В данный момент мы платим 7. Да, это много по сравнению с Иркутском - всегда привыкли на Иркутск ссылаться. Зачем? Сейчас в крае довольно много поддержек. У нас все началось: это РЦИ, корпорация развития, Минэк, везде обратились. Нас узнали. Какие-то продукты появляются у тех же министерств, они и предлагают. Ребята, обратитесь. В данный момент проходим сертификацию этого продукта. По сравнению с другими регионами - товарищи с Иркутска как раз прибыли, удивляются, что такое отношение административного ресурса к среднему бизнесу, к мелкому бизнесу, прошу заметить. Большое им спасибо за это".

Старт нового производства открывает для других предпринимателей в Забайкалье перспективы в разных отраслях. Резидент ТОР, который начал изготавливать фронтальные погрузчики и навесное оборудование, на своем примере показывает, что действующие в крае меры поддержки, направлены на развитие и нашего региона в составе Дальневосточного федерального округа. Обращение к ним позволит запустить новые интересные проекты, которые нужны экономике Забайкалья.

Дмитрий Балахонов, Людмила Груша

Читать весь текст

07 мая 2021, 17:40

Связанные теги: ТОРминэкономразвитияКорпорация развития

Просмотреть все новости из этой рубрики: Дальневосточный вектор Забайкалья

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редакторы сайта - Акопян Карина Артуровна, Пасько Людмила Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus