ГТРК Чита
$: 73.85 р. | €: 83.36 р. | ¥: 11.62 р. | 
$: 73.85 р. | €: 83.36 р. | ¥: 11.62 р. | 

"Судьбы моей тревожный барабан": памяти забайкальской писательницы Елены Стефанович

0 0

Это был бы её 70-й октябрь. Но земной путь человека, который честно поведает нам сегодня о своей судьбе, прервался летним днём 7 июня. Всех, для кого действительно что-то значит имя - Елена Викторовна Стефанович, кто встречался с ней лично, читал её книги и статьи в газетах, кто принимал её творчество, жизненную позицию и кто, наоборот, не понимал и не разделял её взглядов… Всех вас мы приглашаем на встречу с журналистом, поэтом прозаиком, Заслуженным работником культуры Читинской области Еленой Стефанович. Передача эта стала возможна благодаря сохранившимся видеозаписям, и в частности, нашему с Андреем Шароновым видеофильму, снятому в 2005 году.



Звучат стихи Елены Стефанович в авторском чтении:

Судьбы моей тревожный барабан
Грохочет, ни на миг не умолкая.
Как много болей, горестей и ран!
Но…что ж поделать, коль судьба такая!
…Но зря мой недруг яростно кипуч:
Мой барабан не стихнет! Я – ручаюсь!
…Какое счастье – солнце среди туч!
На свете жить, дышать – какое счастье!

Елена Стефанович: "30 лет назад я писала: "Не хороните меня заживо, быть может я вам пригожусь…" 30 лет прошло и можно по-новому… В принципе, что меняется? Меняется наш возраст, а вот течение самой жизни – оно ни в чём неизменно. В 15 лет, в 40, в 70 – весна – осень, любовь - ненависть, встречи – расставания, всё то же самое… Это и прекрасно!"

Стоит только назвать имя – Елена Стефанович – и каждый из нас непременно вспомнит что-то, с ним связанное… Этого человека знают политики и журналисты, писатели и читатели, чиновники и бизнесмены, студенты и домохозяйки… У каждого своя Елена Стефанович - в зависимости от личных встреч с ней и прочитанных книг, от её поступков, общественного или бытового характера, от её газетных выступлений и публикаций о ней самой…



На своём творческом вечере в 2006 году, Елена Викторовна с искренней благодарностью говорила о дорогих её сердцу людях.

Елена Стефанович: "К сожалению, большинство из тех, кто меня поддерживал, по-настоящему вёл по жизни, уже нет... Евгений Куренной, Николай Кузаков, Василий Иванович Балябин. Василий Никонов, Михаил Евсеевич Вишняков, Борис Макаров - люди, которые были моими товарищами и остаются моими товарищами. Я была бы неблагодарным человеком, если бы не вспомнила человека, который в раннем детстве дал мне возможность прикоснуться к этой великой сокровищнице русской литературы. Я помню себя маленькую, нахальную, которая пришла в школьную библиотеку к Юлии Петровне Кудрявцевой в 25-й школе и сказала, что ей требуется Достоевский. Она дала мне Достоевского и потом давала любую литературу, которую я хотела. И о чём мы с ней только не переговорили. У меня происходили чудесные события и чудовищные события, я прибегала к ней".

Юлия Кудрявцева: "Моя первая встреча с ней состоялась, когда Лена пришла в нашу школу в третий класс. Однажды открывается дверь в библиотеку и входит девочка - шустрая, коротко стриженая. И минуя полки с книгами для начальных классов прямиком к Толстому, Достоевскому. Потом говорит: "Не могли бы вы дать мне "Анну Каренину"". Убеждать её было абсолютно бесполезно! Прошло время, ей понадобился Достоевский, а потом она совершенно свободно приходила и что хотела брала. Менялись книжки, авторы. Лена может потому и стала писателем, что её отличает огромное трудолюбие, целеустремлённость, самовоспитание, самообразование. У неё высокая эрудиция, потому что с начальных классов она много работала сама над собой. Она была непредсказуема и в восьмом классе рассуждала, как взрослый человек. Она могла задать такие вопросы, на которые я не всегда могла найти ответ".

Уже в третьем классе Лена знала, что будет писателем, а к восьмому у неё появилось немало газетных публикаций, радиоматериалов. Когда ей было 15, грянула беда. Девочка стала пациенткой Читинской психиатрической больницы №1.

Я не знаю, чего мне хочется.
Нет со мной ни друзей, ни мамы, ни папы…
Липкий мрак одиночества
Протягивает ко мне свои лапы.
Плачет, как побитый ребёнок,
Моя изболевшаяся душа…
Боже, как я боюсь потёмок,
Они не дают мне дышать!

Елена Стефанович: "Где в мире были такие диагнозы! Привозили мальчишек и девчонок с диагнозом "неправильное поведение"… Не вписываются они в запрограммированные рамки, задают неудобные вопросы. Что-то надо с этим делать и их приводили лечиться. Если уж проводить аналогии, то же самое происходит в нашем государстве, когда делают послушных людей с помощью дебильных газет или потрясающе глупых передач на телевидении и радио. Конечно, человек, не задумывающийся ни о чём, жующий жвачку, сосущий пиво на улице, он в сто раз удобней для государства и правительства. С ним какие проблемы? Да никаких! 10 лет в сумасшедшем доме…Ты только вдумайся в это! Оттуда никто не возвращался нормальным человеком. На моих глазах столько интересных людей за неделю -за две просто угасали, превращались в ничто – инсулин, электрошоки, нейролептики и от человека через месяц ничего не остаётся: сидит, послушно рубает кашу, глотает таблетки, подставляет задницу под уколы – и всё! Чем больше проходит времени, тем я всё больше не понимаю, как мне удалось сохраниться. Может, из вредности?! Как не странно, у меня никакой обиды на психиаторов нет, они, наверное, больше жертвы, чем я... Я с некоторыми из них поддерживаю дружеские, добрые отношения.
40 лет в моей жизни всегда был рядом друг с большой буквы Тамара Алексеевна Югова, человек, который столько лет говорил мне: "Держись, победа будет за тобой. Я в тебя верю".



В 1964 – 2003 годах Тамара Алексеевна Югова была заведующей детским отделением Читинской областной психиатрической больницы №1.

Тамара Югова: "Уже тогда, в возрасте 15 лет, она была очень интересным человеком, начитанной девочкой, не такой, как все. Необычность её заключалась в том, что она не по возрасту была умна, имела своё мнение. Возможно поэтому, она и попала к нам в больницу, ведь в то время не похожесть не приветствовалась, все должны были ходить строем друг за другом, не высовываться. А она не только имела своё мнение по разным вопросам, но и высказывала его, а это не нравилось. Это порой и наталкивало некоторых людей на мысль: не больна ли она? Отсутствие некоторой гибкости, максимализм юношеский, нежелание идти на компромисс – всё это не находило понимания среди тех, кто её окружал. Мы же хорошо понимали друг друга, общались, она читала свои стихи. Я иногда присутствовала даже в момент её творчества, когда она внезапно прерывала разговор, просила бумагу и ручку. Стихи из неё лились, как из рога изобилия. Я всегда думала, что поэты непременно долго рифмуют, думают, а она едва успевала записывать то, что приходило к неё откуда-то свыше. Это было удивительно! Несмотря на то, что она была хрупкой такой девочкой, с ясными лучистыми глазами и порой хотелось отступить перед злом, с которым ей приходилось встречаться, и даже покинуть этот мир. Тем не менее она находила в себе силы сопротивляться этому злу. Ведь если однажды сдаться, то зло будет наступать и дальше… И в этой девочке природой были заложены недюжинные силы, она, как птица Феникс вставала из пепла и шла вперёд несмотря на все трудности, которые жизнь устраивала ей. Понять её внутреннюю силу и твёрдость можно даже по одному её стихотворению "Создать себя". Мне кажется, что даже если бы она написала только одно это стихотворение, уже можно было говорить о том, что на эту землю она пришла не зря. Мне кажется, оно многим помогло, людям, попавшим в какие-то сложные ситуации, потерявшим веру в жизнь".

Создать себя… Создать – как стих иль песню,
Как город белокаменный в пустыне…
Создать себя – с души содрать всю плесень,
Чтоб не был ты просвирно-сух и пресен,
Чтоб не были твои слова пустыми!
Создать себя – зажечь себя, как звёзды!
Создать себя – забыть, что ты – земной…
Быть может, не создам. Быть может, поздно.
Быть может, мир нахмурен слишком грозно…
Попытка, тем не менее, за мной!

Она всегда делает эту попытку… Порой совсем безнадёжную, ценой неимоверных усилий… И вновь приводит в изумление родных, друзей, медиков. За плечами у Елены Стефанович 20 с лишним лет тяжёлых проблем со здоровьем. В цифрах это 122 хирургические операции, 102 общих наркоза, четыре клинических смерти. С 1981 года – вторая группа инвалидности. Но есть и другая статистика. Член Союза российских писателей Елена Стефанович – автор 12 книг стихов и прозы, многих сотен статей в областной и российской прессе, радио и телепередач. Она – заслуженный работник культуры Читинской области и дважды "Человек года" в Забайкалье. Ещё именно Елена Викторовна стала для многих начинающих авторов крёстной мамой в их творчестве, много лет занимаясь с ребятами в клубе молодых литераторов "Надежда".

Елена Стефанович: "Однажды после тяжеленной операции они всей "Надеждой" пришли сдавать кровь. Стояли под окном реанимации и орали: "Елена Викторовна, мы вас любим!" Я лежала в хирургии и на дню по 17-20 человек приходило. Ведь это делалось искренне… Я их всех любила одинаково, стихи отбирались по одному-единственному критерию – хорошо или плохо…"

2001 год. К своему 50-летию Елена Стефанович получает "в подарок" статью в газете "Экстра", в которой она недвусмысленно обвиняется в плагиате. Что самое непостижимое - автор публикации – одна из её любимых "надеждинцев" Ольга Шибер.

Я не знаю, как это стало,
Чтобы чувства и мысли – штыком.
Просто боль в душе вырастала,
Превращаясь в колючий ком.
Просто – много на сердце было
Мною выплаканных ночей,
Просто – я ещё не забыла
Чьих-то жалостливых речей.
Просто…Только не знаю: просто ли?
Не известно самой: хорошо ль? –
Людям душу выстлала простынью,
Кто-то выспался, и - ушёл…

Елена Стефанович: "Ты знаешь, что было самое страшное, когда я приехала домой, держа в руках "Экстру" со статьёй "Стефанович – великий плагиатор?" Думала об одном: только бы не узнала мама… Потому что мама, которая всю жизнь отдала нам с Максимом, радовалась нашим успехам, ревностно ко всему относилась, я знала, что это её убьёт. Полная растерянность… И я, главное, понять не могу – какой Халецкий? Фамилии такой не знаю. Никогда не была в Усть-Илимске. О чём идёт речь? Приехал из всех, из всех Борис Ильич Кузник и просидел с нами до вечера. Не то, что успокоил, а помог нам выдохнуть, мы на вдохе были... Первый звонок, который раздался в моём доме, был из Читинской писательской организации и мне было сказано: "Елена Викторовна, пока не будет ясности в этой грязной истории, читинские писатели от вас дистанцируются…" Я не злопамятный человек, но этого я никогда не забуду. Единственный наш писатель – Михаил Евсеевич Вишняков на следующий день дал интервью "Альтесу", который сказал: "Большего абсурда я в своей жизни не слышал!" Ну а дальше случилось то, чего я боялась – кто-то подсунул маме газету... Я прихожу – мама лежит парализованная с этой газетой в руках. Отвели мой юбилей и через неделю мама умерла… С этой газетой в руках…"

Наталья Агафонова, преподаватель кафедры русского языка филологического факультета ЗабГПУ: "Тогда Елена Викторовна пришла за помощью на кафедру, потому что только наша кафедра могла дать квалифицированную экспертизу, доказывающую её авторство. Тут даже специалистом не надо было быть, чтобы доказать, что не было никакого плагиата и что сводились какие-то странные личные счёты. Даже неспециалист понимал тогда, что автор стихов – Стефанович. В те годы Елена Викторовна очень нуждалась в понимании, сочувствии, в людях, которые не показывали бы на неё пальцем, не сомневались в ней, не хихикали, а безоговорочно ей верили".

- А вы задумывались о том, почему эта нелепая чудовищная история произошла именно с вами, а не с кем-то другим?

Елена Стефанович: "Это могло произойти именно со мной… Есть такое понятие "эффективность жертвы", и жертва часто виновата сама в том, что притягивает к себе преступников. Меня столько раз обманывали, разводили на деньги, как принято говорить сейчас… У нас не принято было ходить по гостям, столоваться в чужих квартирах – к нам всю жизнь ходили, а заканчивалось всё тем, что на меня плевали, перешагивали через меня и шагали дальше. Я всё отлично понимаю, но изменить в своей жизни ничего не могу… В соседнем дворе лежала чужая парализованная собака, у которой был владелец – хозяин автостоянки, небедный человек. Я стираю эти тряпки, которыми её укрываю на морозе, ползаю по помойке, ищу картонки, чтобы ей подстелить… Кто меня заставляет! Все ходят мимо, поглядывают, что мол, ухаживаете, ну, ладно, ухаживайте… Так всегда было в моей жизни. Каждый из нас выбирает в жизни определённую модель поведения, и даже понимая, что она порочна, что нельзя любить и доверять всем безоглядно, нельзя подставлять свою шею каждому желающему её оседлать, но у меня, к сожалению, так получается…"



Максим Стефанович: "Я думаю, это жизнь яркая и показательная для других людей. Жить и прятаться в ракушку, избегая каких-то передряг, угождая всем на свете - это не жизнь, а игра в поддавки. А открыто жить, говорить то, что ты думаешь, очень сложно, и я очень рад, что у меня такая мама. И то, что произошло с мамой – это как бы божья метка. Господь всё равно метит человека, который идёт к нему. Все страдания, которые были – болезнь, притеснения на работе – это признак того, что верной дорогой идёшь, товарищ!"

Елена Стефанович: "У меня было в жизни три святые вещи - творчество, сын, мама. Это люди главные для меня в жизни. Мама подарила мне жизнь, была замечательным человеком, моим талисманом в этом мире. Сын многократно в этой жизни меня спас. Каждый раз, когда я приходила в себя после очередной страшной операции, говорила себе: "Больше не могу..." Но Максим сидел рядом и говорил: "А я тебя не отпущу.
После всех историй с "Экстрой", после смерти мамы, такой внутри меня произошёл надлом… Я не разочаровалась в литературе и журналистике, я разочаровалась в тех, кто работает в журналистике и литературе. До последнего времени я верила сама и пыталась внушить детям: мы – братство, люди одной крови, мы занимаемся одним делом. Учитесь друг за друга радоваться, учитесь быть поколением. Но когда я поняла на примере своих учеников и ровесников, что никакого братства нет, нет настоящего ремесла, где все друг за друга. Прожить такую тяжёлую жизнь, какая была у меня и прийти всё к тому же, с чего ты начинал в 15 лет – к бунту против этой жизни. В 15 лет я говорила: не хочу жить, потому что я не принимаю эту жизнь такой, какая она есть… И сейчас в 54 почти я говорю: я не хочу жить, потому что я не принимаю эту жизнь такой, какая она есть! Да боже мой! Чего же стоила вся моя жизнь, моя дорога…"

Этот мир полон боли, страданья и слёз.
Этот мир полон счастья, восторга и света.
На протянутых к людям ладошках берёз
Для разумных людей обозначено это.
Наши дети растут. Жизнь даёт им урок –
Зачастую недобрый, нечестный, жестокий.
Но твержу, как молитву: "Запомни, сынок,
Без обиды и зла нашей жизни истоки!"

Сотни творческих встреч со своими читателями провела Елена Стефанович: в студенческих аудиториях и сельских клубах, в библиотеках и заводских цехах, на литературных вечерах и поэтических конкурсах.
Встреча со школьниками в детской библиотеке. Литература была есть и будет всегда. Чтобы мы не говорили о засилье компьютеров, какое великое счастье – взять в руки книгу, перелистать страницы, задуматься, представить ситуации, героев, самим продолжить сюжет.

Елена Стефанович: "Могу с гордостью сказать - у меня прекрасно проходят встречи, всегда хороший контакт с аудиторией. Если после встречи со мной хоть один из моих читателей задумается, уже замечательно. А таких задумавшихся по области несколько тысяч, ведь столько было встреч… Я горда тем, что какие-то зёрна я посеяла. Спрашивают, что такое литература? Литература не должна развлекать. Вы читали мою книжку и всю ночь плакали? Вы прочитали книжку и сказали себе: нет, я не хочу такой жизни! Я достигла совей цели! Вы возмущены, потрясены? Прекрасно! Я сделала, что хотела. Вы не могли прочитать мою книжку, как сборник комиксов. Моя задача – заставить вас думать, печалиться, тревожиться. Я приезжаю в библиотеки, а я в сотнях библиотек побывала, и такое счастье слышать: "Извините, ваши книжки такие обтрёпанные, из рук в руки ходят, очень зачитаны…" Это счастье".

Елена Стефанович: "Самое главное – прожить жизнь, причиняя как можно меньше вреда тем, кто рядом – четвероногим ли созданиям или братьям по разуму. Самая главная задача – не сотвори горя, зла… С течением времени всё уходит и остаётся главное: добрый ты или злой, умный или глупый, хорошо рядом с тобой или отвратительно… Не зависимо от того, во что ты одет и что у тебя в кармане".

В молодёжных аудиториях Елена Викторовна всегда с готовностью идёт на острый, открытый разговор. Её не пугают и не ставят в тупик самые каверзные вопросы, ей интересно, что думает, чем живёт поколение next.

Елена Стефанович: "Девочка из КВД" - это повесть об очень больных и страшных сторонах нашей жизни. Как обозначить языком Пушкина и Лермонтова поганое действие поганого человека. Я сидела ночи напролёт. Мне было очень сложно. И я понимала, какая реакция публики меня ждёт. В 92 году общество видело весь ужас происходящего вокруг, но которое делало вид, что ничего не происходит. Правда никогда не бывает красивой. Она бывает печальной, неудобной. О выборе в жизни".

Настоящая дружба связывала Елену Стефанович и Валентину Пугач. Валентина Михайловна и жила по соседству и долгое время работала заместителем директора по воспитательной работе Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, где нашла приют на какое-то время областная писательская организация

Валентина Пугач: "Елена Викторовна для меня всегда была и остаётся удивительной и вместе с тем загадочной личностью. Порой она для меня самой является зеркалом. Через призму её взглядов на жизнь я порой проверяю себя. Где-то в чём-то я с ней не согласна бываю, но по большому счёту это её глобальное видение, её понимание ценностей жизни для меня бесспорно. Она как бы соткана из противоречий и потому в её судьбе нет никаких периодов благополучия. Эта абсолютная её любовь к жизни меня просто потрясает".

В брошюре, изданной к 55-летию Читинской писательской организации значится: Елена Стефанович – иркутский писатель… Предыстория этого факта в далёком 89-м году, когда уже хорошо известная Елена Стефанович отказалась подписать и распространять письмо, сочинённое от имени молодых литераторов и направленное против писателя Георгия Граубина, участвовавшего в выборах в Верховный Совет страны.



Елена Стефанович: "Я отнесла письмо Георгию Рудольфовичу, он прочитал, подумал и говорит: "Ты знаешь, чем тебе-то это грозит?" В 92-м вышла моя повесть "Дурдом" и тогда Георгий Рудольфович дал мне рекомендацию, и я стала членом Иркутского отделения Союза российских писателей. Я родилась здесь, всю жизнь проработала здесь, но умру иркутской писательницей, что я должна ещё сделать, чтобы этот город меня принял. Мне осталось только умереть. Я знаю, очень здорово меня Чита похоронит и друзей найдётся множество, но пока я жива и могу это сказать, то если говорить о друзьях, которые помогали мне не сдохнуть с голоду, не пропасть с тоски, то я назову лишь несколько имён".

Шухрат  Тохта-Ходжаев, бывший начальник 321-го военного госпиталя, поэт: "Это зрелый, состоявшийся, самобытный поэт со своим взглядом и что меня подкупает, - её искренность, глубина. Это не созерцательная поэзия, человек именно живёт каждым днём своего народа, своей Родины. Она не может отделить себя от тех процессов, которые происходят в нашем обществе. У неё огромная палитра красок, слог её замечательный, очень проникновенные у неё стихи. В них много жизненной правды и поэтому они близки людям".

Юлия Кудрявцева, библиотекарь: "Всего, что выпало на её долю, хватило бы на добрый десяток – все неприятности, тёмные страницы, связанные и со здоровьем, и со злыми, жестокими бездарными людьми, которые пытались делать своё тёмное дело. Самое главное в Лене никогда не было озлобления, она всегда говорила: "Не надо наказывать зло, Бог накажет!" Все эти лучшие черты – добропорядочность, честность, открытость, способность прийти на помощь людям, она в ущерб себе могла заниматься делами других. Может, часть той боли, которую она принимала на себя за других и отразилась на ней. Может, и болезни-то были оттого, что она всю чёрную карму собирала".

Борис Кузник, доктор медицинских наук, профессор, член Союза писателей России: "Человека столько раз пытались сломать, провести столько лет в больнице не очень приятной, и выйти оттуда человеком с такими чертами, как у Елены Викторовны, - это надо иметь громадную волю и дикое мужество. Можно спорить о том, насколько в художественной литературе надо поднимать эти вопросы, и я считаю, что надо. Она ведь поднимает самые больные вопросы, которые волнуют молодёжь. Я не видел ни одного человека, который бы остался безучастным, прочитав её книги. Это невозможно. Одни будут хвалить и говорить о том, какая она смелая, не боится разговаривать с подростками на языке взрослых. Другие будут возмущаться: как это так, о чём она пишет, это безобразие, почти порнография. Но равнодушных-то нет, нет середины…
Я не понимаю, как можно на одни и те же грабли наступать 10 раз! Её постоянно обманывают и обворовывают. Это просто какая-то фатальная судьба! Где бы она не издалась – ей нигде не выплачивают гонорары. То один подлец сбежит, то другой куда-то денется. А то, что это исключительно добрый человек, так стоит только заглянуть в её маленькую комнатку – сколько там кошек, собак бездомных, голубь летает. Ей всех их жалко".

Голубь – подранок пережил в этой комнатушке самое голодное время – зиму и весну. В обществе четвероногих соседей чувствует себя свободно, а вместо дерева любит усаживаться на голову и плечи своей спасительницы. Найда всю свою жизнь рядом с хозяйкой, а Кися - просто-напросто- подкидыш.

Елена Стефанович: "Это существо появилось в нашем доме так… Поздно вечером звонок в дверь и топот ног. Открываю дверь, а на пороге коробка с запиской: "Я хочу жить у вас!" Открываю – мокрый новорожденный котёнок. Месяц я почти не спала, из пипетки его кормила, выхаживала и вот такая сторожевая кошка появилась".

Было время, когда Елена Стефанович активно участвовала в общественно-политической жизни Забайкалья и даже, поверив всей душой одному из кандидатов на губернаторский пост, представляла его интересы на выборах. Позднее она отошла от политики, но будучи человеком неравнодушным по-прежнему жадно интересовалась всем происходящим в стране и в родном городе. Признавалась, что без колебаний встала бы в ряды единственной партии - здравого смысла.



Елена Стефанович: "Я для той власти была чужой и сейчас я чужая… Я поняла, что если ты хочешь кем-то быть в России, то нужно быть при ком-то – при белых, красных, зелёных и чёрных. Это страшная мысль – быть при ком-то… А можно я буду сама по себе, ни с кем. Я не причиню вам вреда, вы дайте возможность просто быть собой. Просто жить в этом мире, ходить по этим улицам и быть ни с кем, просто с правдой, с любовью к миру этому. Всё мимо, мимо. И так вся жизнь прошла мимо.
Я хочу повторить фразу: "Нет ни на что, ни на кого обиды…Так гаснут зори, вызрев добела. Какая жизнь была, какие виды, какие встречи, люди и дела…" Ни на кого в принципе обиды нет! Есть обида на судьбу, в которой всё нескладно… Виновника никакого реального нет. Ну, там какой-то чиновник, какой-то недобрый человек, это ерунда… Наверное, у каждого творческого человека есть какая-то предопределённость. Видимо, по-другому ничего быть не может. Стихи, хорошие песни у сытого, довольного собой человека не появляются. Ты ночами не спишь, тебя гложет тоска, тебе хочется той самой сермяжной правды. Ты думаешь, что сделаешь. Ты делаешь и получаешь в очередной раз по шапке! Это нормально! Это дорога творческого русского интеллигента. По-другому в России быть не может".

Елена Стефанович писала о том, что болело, нарывало в душе, нестерпимо мучило, искало выхода. Но она писала и о том, что возносило её к небесам от счастья, дарило восторг, открытия, любовь. Порой главным источником хорошего настроения и даже самочувствия Елены Викторовны становились успехи, добрые события в жизни сына и внуков - Гены и Даши. Бывало, их семейный кораблик безжалостно трепали бури и шторма, но команда оказалась стойкой.

Елена Стефанович: "Сейчас я прихожу к мысли - какая бы не была эта жизнь, но она конечна, её не будет… И сразу – как? Земля без меня и я без неё. Невозможно представить, страшно! Не хочу! Чувствую, что я не нажилась и видимо никогда не наживусь! Жажда жизни всё равно бесконечна, что бы там я не говорила!"

Я – жить хочу! И я – живу! И буду
Любить, мечтать, бороться и творить,
И до конца земли не позабуду
Себя друзьям и недругам дарить.
Пусть я пока в заброшенной пустыне,
Пусть шутовской колпак пока ношу,
Зато ни ум, ни сердце не остынет,
О милости зато не порошу!
…Я – Человек! Сквозь горести, заслоны
иду всё выше, в горле - горький ком.
И дух мой, не унижен и не сломлен,
Светить вам будет ярким маяком.

24 октября 2021 года исполнилось 70 лет со дня рождения журналиста, поэта, прозаика, заслуженного работника культуры Читинской области Елены Викторовны Стефанович. 7 июня поэта-лирика и поэта-гражданина, автора повестей "Дурдом", "Девочка из КВД", "Чмарь", "Барак", других произведений не стало. В основе сегодняшней программы лежат фрагменты видеофильма "Судьбы моей тревожный барабан", созданного в 2005 году. Авторы Елена Князева и Андрей Шаронов. Радиоверсию к эфиру подготовили Наталья Сергеева, Людмила Груша, Елена Князева.

Читать весь текст

Елена Князева, Наталья Сергеева, Людмила Груша, 25 окт 2021, 14:00

Связанные теги: творчестволитература

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редакторы сайта - Акопян Карина Артуровна, Пасько Людмила Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus