Россия 1 Россия 24 Радио Маяк Радио России Вести FM
$: 71.23 р. | €: 80.27 р. | ¥: 10.17 р. |  Вход | Регистрация

В год 120-летия со дня создания ЗабЖД в Чите почтили память ветеранов, управлявших тяжёлыми паровозами

0 0

Не воевали, но ковали победу в тылу. В год 120-летия со дня создания Забайкальской железной дороги, в преддверии 75-летия Великой победы в Чите почтили память ветеранов, управлявших в те времена тяжёлыми паровозами. Инициатором проведения акции памяти выступил музей Боевой славы Дома офицеров. 

Иван Соловьёв, Виктор Лихитченко, Андрей Артемьев и Семен Азаренков, четверо забайкальцев-железнодорожников, героев социалистического труда. О них вспоминали на этой встрече. Как они на своих плечах выносили все тяготы военного и послевоенного времени. Как трудились машинистами, выполняя и перевыполняя поставленные нормы. О своём товарище вспоминает бывший начальник локомотивного депо на станции "Шилка" Виктор Аницкий. Именно ему довелось в 1966 году представить к званию Героя социалистического труда Семёна Азаренкова за успехи в труде по итогам очередной пятилетки.

Виктор Аницкий, ветеран ЗабЖД: "С 1962 по 1970 год нам довелось работать в локомотивном депо "Шилка". В этом коллективе у нас работал Герой социалистического труда Семён Сергеевич Азаренков. Вместе мы работали, знали друг друга, помогали. Он был активным работником, начинал свою деятельность в Шилке по окончании фабрично-заводского училища в 1934 году. Выучился на слесаря, был направлен слесарем в паровозное депо "Шилка". Как слесарь показал себя активным работником, активным общественником, его избрали секретарём комсомольской организации, четыре года он работал секретарём комсомольской организации, затем его направили как активного работника, как хорошего организатора для обучения в партшколу в Чите".

После окончания школы Семён Азаренков был назначен инструктором райкома партии, где и проработал два года. Но это занятие не пришлось ему по душе, он тосковал по настоящей работе, по паровозам. И, в конце концов, неутомимый трудяга попросил освободить его от партийной работы и отпустить обратно в паровозное депо, вспоминает Виктор Аницкий.

Виктор Аницкий, ветеран ЗабЖД: "Начальник депо сразу понял, что пришёл к нему бывший партийный работник, значит, надо дать ему какую-то руководящую работу, определить работать мастером или бригадиром, а Семён Сергеевич попросился работать кочегаром на паровоз. Для начальника депо это было удивительно, что бывший партийный работник захотел работать кочегаром. И согласился поставить его кочегаром. Он поработал кочегаром, поработал помощником машиниста, получил права машиниста, работал машинистом паровоза. Затем работал на тепловозе".

По окончании восьмилетки на Читинский паровозоремонтный завод пришёл работать учеником слесаря Анатолий Голиков, ныне почётный железнодорожник, профессор и преподаватель Забайкальского института железнодорожного транспорта. Наставником ему был Виктор Лихитченко. Анатолий Голиков уверен: именно благодаря стараниям и трудам своего наставника, его терпению и умению научить и привить все необходимые навыки, он прошёл путь от ученика слесаря до начальника локомотивного депо на станции "Чита".

Анатолий Голиков, почётный железнодорожник, профессор ЗабИЖТ: "Сейчас вспоминаю, что ремонтировали паровозы, на которых работали герои социалистического труда, это Лихитченко Виктор Фёдорович и Иван Трофимович Соловьёв. Потому что паровозы ремонтировались на паровозно-вагонном заводе, который принадлежал Министерству путей сообщения и производил заводской ремонт. Вот с этого момента, можно сказать, я уже был связан с семьёй героя социалистического труда Лихитченко. Мне посчастливилось в этой жизни встречаться и работать с теми людьми, которые дают не только свои трудовые успехи, но и передают их".

Пройдя весь путь по карьерной лестнице, Анатолий Голиков сегодня обучает других и передаёт будущим машинистам, локомотивщикам и вагонникам свои знания и накопленный опыт. Именно так, как это делал в свое время Виктор Фёдорович Лихитченко.

Анатолий Голиков, почетный железнодорожник, профессор ЗабИЖТ: "О его подвигах. Что значит стать Героем социалистического труда на паровозах. Это сейчас самые мощные локомотивы в пассажирском движении и в грузовом, а тогда паровоз. Уголь, вода, умение машиниста, кочегара и помощника. Водили поезда, достигая экономии угля, воды, лишний раз не снабжаясь. И в то же время выполняя техническо-участковую скорость, перевозя большие тонны грузов".

Не могла не принять участие в акции памяти и внучка Ивана Соловьёва Наталья Горковенко, выступившая от лица всех 13 внуков знаменитого машиниста, которые, так или иначе, связали свою жизнь с железной дорогой. Она охотно делится воспоминаниями о своём любимом дедушке.

Наталья Горковенко, внучка Ивана Соловьёва: "Когда я приезжала, меня поразила, во-первых, огромная библиотека, которая была удедушки, она вот прямо от пола до потолка. Он приучал нас к чтению книг, приучал нас к труду, потому что мы с города приезжали, у нас все удобства, все условия, а там и зимой, и летом приезжали на каникулы, то есть и воду носили, и в огороде помогали, к труду были приучены. И сам дедушка был "золотые руки", он всегда говорил: механизмы не должны быть неисправны, душа у него болит, и поэтому он как паровоз свой держал в порядке, так он держал в порядке всю электрику, которая была дома".

Он был строг, но справедлив, вспоминает Наталья Горковенко. И при этом был добрейшей души человеком, которого обожали не только пятеро его детей, но и все внуки. И они по сей день хранят в своем сердце любовь и уважение к своему знаменитому дедушке.

Наталья Горковенко, внучка Ивана Соловьёва: "Мы помним о том, что он был при своей должности депутат Верховного Совета, был очень скромным человеком и никогда не пользовался своими привилегиями. И те ордена, которых у него было множество, он носил только согласно этикету, то есть нигде не выходил и вот так ими не кичился. Мы всегда им гордились, потому что, приезжая на станцию "Зилово", мы видели этот паровоз-памятник, который стоит на станции, и мы знали что это паровоз моего деда. И также знали, что этот паровоз он собрал по винтикам, и на этом паровозе он отработал всю войну. Его колонна была самая передовая, занимала первое место по сети".

Особенно гордится Наталья Горковенко тем, что в этом году в Читинском техникуме железнодорожного транспорта учредили именную стипендию её деда Ивана Трофимовича Соловьёва.

Любовь Хорошева, Ольга Пригодина, Алексей Аликин, 05 мар 2020, 07:50

Связанные теги: ветераныРЖД

Просмотреть все новости из этой рубрики: Утренняя студия

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus