$: 74.44 р. | €: 90.37 р. | ¥: 11.52 р. |  Вход | Регистрация
$: 74.44 р. | €: 90.37 р. | ¥: 11.52 р. | 

Хрестоматия по литературе Забайкалья для школьников вышла в свет. О новой книге - авторы и составители

0 0

Вы услышали голос забайкальского поэта Михаила Вишнякова и строки из его стихотворения, которое в числе других 13 произведений вошло в "Хрестоматию по литературе Забайкалья для 5-9 классов". Презентация книги состоялась в библиотеке имени Пушкина в конце 2020 года. Сегодня люди имеющие к этому изданию самое непосредственное отношение - гости программы "Грани".

Это автор-составитель ряда учебных пособий для забайкальских педагогов и школьников, в том числе и хрестоматии по литературе, заслуженный работник образования Забайкальского края Оксана Евгеньевна Наделяева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой литературы Забайкальского государственного университета, почётный работник высшего профессионального образования России Валерия Андреевна Сергеева, один из руководителей компании "Генезис", которая вот уже более пяти лет финансово поддерживает осуществление культурно-образовательного проекта "Забайкаловедение",  Владимир Дмитриев. 



Итак, наш сегодняшний разговор посвящён появлению нового учебного пособия - "Хрестоматии по литературе Забайкалья". Событие это радует, о нём рассказывают СМИ, оно активно обсуждается в соцсетях, в школах и даже в семьях школьников.

Уважаемые собеседники, прежде чем мы поговорим с вами непосредственно о новом издании, я предлагаю послушать запись, сделанную накануне. О том, как развивалась сама идея знакомства забайкальских школьников с литературой своего региона, рассказывает научный консультант хрестоматии, доктор культурологии, профессор кафедры литературы Забайкальского государственного университета, автор десятков публикаций, научных исследований, посвящённых творчеству забайкальских авторов Людмила Васильевна Камедина.

Людмила Камедина, научный консультант "Хрестоматии по литературе Забайкалья для 5-9 классов": "Элементы краеведения всегда преподавались в школе, даже в советской школе. Учителя всегда работали с забайкальскими писателями. Другое дело - не было часов. Учителя брали из литературы, усекали предмет. Это действительно отдельный предмет - забайкаловедение, краеведение. Учителя работали, кто во что горазд. Кто кому нравился из писателей или в советское время были идеологические писатели, которые определялись государством, они и изучались, как правило. У нас на кафедре занимались всегда литературой Забайкалья Анатолий Алексеевич Татуйко и Валентин Леонидович Рассадин, царствие им небесное. Полетаева Людмила Григорьевна, она ещё пишет. А фольклором занимался Левашов Виктор Степанович. Разорвались связи с писательской организацией. Михаил Евсеевич Вишняков пытался наладить эти связи, и это правильно. В своё время лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский говорил: "Страшна не смерть автора, страшна смерть хора". Автор-то может писать. Если не будет воспевателей, никто не будет о нём писать, то и автора никто не будет знать. Хор должен быть. Михаил Евсеевич в своё время подарил мне "Золото короны" и фактически заставил меня написать статью на эту его замечательную поэму. Я поняла, что нужно заниматься забайкальскими писателями. Потом я открыла для себя Вьюнова, потом открыла Макарова. А лет пять назад заговорили об учебнике. Забайкаловедении. Каждый регион, видимо, занимается сейчас этой литературой. Эта идея не вдохновила ни Министерство просвещения наше, ни Институт развития образования. Не понимаю, каким волшебным образом он оказался на кафедре литературы, и мы взялись за этот учебник, скрипя сердцем, потому что никто из нас никогда не писал учебники… Нам нужно было всю коньюнктуру вычислить. Александра Золотухина нам очень помогла - детская библиотека, что дети читают из забайкальских писателей, что учителя запрашивают. Мы это выявили. Не на пустом месте учебник рождается. Издательство "Русское слово" много десятилетий работают над учебниками. То, что мы написали в учебнике, ушло год назад в это издательство. Что мы получим, ещё неизвестно. Учебник и хрестоматия к учебнику должны соответствовать друг другу. Дети читают по-разному, иногда не то, что им советует учитель, они выбирают для себя систему чтения. Параметры учебника всего-навсего 130 страниц, писателей много. Учебник отличается от хрестоматии тем, что это рассказ о писателе и цитаты из его творчества. А хрестоматия - это текст самих стихов, прозаических произведений. Может, будут какие-то расхождения между учебником и хрестоматией, учитель всё равно всё решает сам. Ему нравится Вишняков, он будет "сидеть" на Вишнякове, если ему нравится Макаров, он будет на Макарове. Всё зависит от интереса и вкуса учителя. Дети иногда могут подсказать - давайте это, мне нравится. Хорошо, давайте почитаем. Сама идея хрестоматии рождалась, когда Оксана Евгеньевна ещё работала в Институте развития образования вместе с учебником. Она вышла настолько стремительно и быстро, что мы с учебником опоздали. Учебник ещё в Москве, и мы не знаем, в каком виде мы его получим. Учебник - это ещё система заданий, вопросов. Чтобы они появились эти вопросы, должен быть материал, поэтому отбор текстов должен быть тщательным в учебнике. На 90%, я надеюсь, мы совпадём точно с хрестоматией и это уже хорошо. Мы ждём этот учебник.
- К новому учебному году он появится?
- Мы надеемся, потому что первый учебник уже вышел - по фольклору на материалах Виктора Левашова. Уже дети занимаются по этому учебнику. Надеюсь, что к сентябрю, он должен выйти". 

Мы вернулись в студию и, я думаю, продолжит рассказ о хрестоматии, опередившей появление самого учебника по забайкальской литературе, её автор-составитель Оксана Евгеньевна Наделяева.

- Какую цель вы преследовали, создавая книгу, отбирая для неё писателей, их произведения? Как проходил этот процесс?

Оксана Наделяева, автор-составитель "Хрестоматии по литературе Забайкалья для 5-9 классов": "Вообще идея о таком издании пришла нам лет 20 назад. Людмила Васильевна упоминала о комплекте Виктора Степановича Левашова - фольклор Забайкалья. Он вышел в 1999 году и был ориентирован на 5-6 классы. Я тогда работала в институте развития образования и вместе с Ниной Владимировной Ореховой мы подумали, фольклор дети изучат, а дальше что? Пришла идея создать сборник стихов забайкальских поэтов. Запрос шёл от педагогов. Педагоги школьной библиотеки не всегда оснащены достаточным количеством сборников забайкальских писателей. Но она зависла в воздухе, эта идея - 2003-2004 годы - введение ЕГЭ, все силы брошены на подготовку педагогов. Но идея сама по себе вызревала. В 2014 году был такой мощный импульс - введение Забайкаловедения в начальной школе, а с 2017 начался ввод в основную школу. И когда мы поняли, что программа на кафедре литературы написана, мы пришли к выводу, что звёздный час настал. Я села глубоко за работу с октября 2018 года. Если вернуться к вопросу о цели - это конечно, реализация запросов педагогов - дать им некий инструмент, сборник текстов, чтобы они не тратили своё драгоценное время на поиски. Учителя, они доверяли нашему вкусу, нашему видению. В основу содержания хрестоматии, конечно, были положены материалы по литературе Забайкалья. Причём, мы не могли включить тех авторов, которых нет в программе. Больше двух лет шла эта работа. Сначала по составлению списков авторов. 
- Мучительно больно не было при создании этого списка?
- Было. Мы поставили перед собой цель, что в хрестоматию войдут тексты писателей, которые являются членами Союза писателей России. Это тоже определённый уровень. Мы долго колебались, смотрели, искали, перечитано было очень много. Не каждый текст можно взять. Есть хорошие тексты, но для взрослой аудитории. Понятны обида и недоумений некоторых авторов - почему наши тексты не были взяты. Они не хорошие, не плохие - это не такой критерий отбора. Просто эти тексты не соответствуют уровню восприятия школьников 5-7 классов. Потом тексты должны быть такими, чтобы к ним хотелось вернуться, они должны цеплять ребёнка. Естественно, я, как педагог, отбирала тексты с таким посылом - а смогу ли я с этим текстом выйти к своим ученикам? Как я буду работать? У нас в итоге получилось 25 имён. Потом мы начали фильтровать тексты, которые внутри творчества этих авторов. Мы были ограничены объёмом - не больше 500 страниц. В конце концов вышло то, что есть. У некоторых авторов было взято больше стихотворений, например, у Михаила Евсеевича - 13, у некоторых два, три, четыре. Мы действительно отбирали очень качественные тексты, те, которые могли бы принести духовную основу, чтобы ребёнок вспомнил, что в этом тексте было.
- И имя вспомнил автора…
- И имя, конечно же. Одна из подцелей, чтобы дети знали фамилии наших авторов. Я сама спрашивала своих учеников: кого вы знаете из забайкальских писателей? Три-четыре имени, не больше. Очень хочется, чтобы на изучение творчества было больше времени, потому что у нас замечательные авторы, у них потрясающие по глубине и силе воздействия тексты и очень хочется, чтобы это не пропало.
- Валерия Андреевна, чем, на ваш взгляд, новое издание будет интересно и полезно школьным педагогам, самим ребятам? Ведь читают сегодня дети мало, а здесь не лёгкое какое-то чтиво, а стихи, проза наших глубоких, самобытных авторов.
- Мы ведём речь о такой специфической литературе, как региональная литература. Мало начитаны не только дети, и взрослые не очень хорошо себе представляют литературу Забайкалья. Не все учителя себе её представляют системно. Была книга-исследование для начальной школы, авторами которой были Эльвира Максименя и Лариса Павлова, и попытка систематизации была у Галии Дуфаровны Ахметовой. Она издала книгу "А у нас в Забайкалье". Но, чтобы представить литературный процесс, как исследование для школьников, как представление о литературе от Аввакума до наших дней, этому способствует идея, которую внёс в культурное пространство Андрей Александрович Томских. Не будучи ещё министром образования он внёс эту идею, которую подхватил институт развития образования Забайкальского края. Фольклор Забайкалья - учебник для 5-6 класса, а хрестоматия подхватывает этот уровень и продолжает его, 20 - начало 21 века. Региональная литература - это материальное географическое пространство, а с другой стороны - это некое духовное пространство, самоопределение жителей этого края, которое выражается в этих текстах. Получается, эта хрестоматия представляет некое культурное, литературное поле в системе.
Здесь и учитель, и ученики, и их родители, любители забайкальской литературы могут обратиться к этой хрестоматии. Она стоит на стыке между учебными и художественными изданиями . Она в первую очередь знакомит с произведениями авторов, а самая важная её функция - воспитательная. Это настолько глубинные смыслы, которые ты познаёшь через эти тексты, что утверждаешься в мысли, что живёшь в замечательном крае, где очень много талантливых людей. Хрестоматия ещё имеет адресата - это подростки и юноши, она ориентирована на их жизненный опыт, читательский опыт и на их возрастные особенности. Здесь мы ограничены 9 классом, у нас впереди ещё 10-11. Мы ещё более широкий спектр произведений, писательских имён можем увидеть в будущем".

В хрестоматию по литературе Забайкалья вошли произведения или отрывки из них 25 авторов, членов Союза писателей России. В их числе хорошо известные имена - Михаил Вишняков, Георгий Граубин, Вячеслав Вьюнов, Олег Димов, Арсалан Жамбалон, Виктор Лавринайтис, Николай Кузаков, Борис Макаров, и менее знакомые школьникам представители забайкальской литературы - Дугарма Батоболотова, Алексей Егоров, Ирина Котельникова, Виктор Кобисский и другие.


Елена Чубенко, член Союза писателей России: "Это вообще не наш проект, у нас там только творческая составляющая. И низкий поклон людям, которые задумали это, родили такую книгу замечательную. Я её когда держала в руках, мне хотелось плакать от счастья. Я видела когда-то список рекомендованной литературы у своей дочери 9-классницы. Я была в ужасе, что им рекомендуют читать. Там не было ни Астафьева, ни Распутина, зато там была масса зарубежных авторов. А я считаю, нужно нести в российском образовании в первую очередь русское слово, потому что мы же растим себе смену, а не американцам, немцам, французам. И наличие такого забайкальского сборника - это же прелесть невообразимая. Я читала, у меня были мурашки по коже от самого списка, кто туда попал. Там есть и ушедшие люди, которых теперь будут изучать. У нас дети даже Граубина не все знают, святая святых, который был в нашем детстве... И если такая книга пойдёт в школу - просто восторг. Я безусловно согласна со всем списком, кто туда вошёл, за исключением меня. Считаю меня рановато было ставить в хрестоматию, мне было неловко видеть себя в таком списке с Вишняковым, Димовым, с нашими мэтрами. Я потом, конечно, гордилась, что меня поставили туда. Со мной никто не советовался, кого брать и слава богу. Если бы советовался, я бы до конца жизни выслушивала обиженные слова тех, кто не вошёл туда. Ко мне обращались некоторые авторы: почему меня там нет? Я говорю: "Назови мне четыре хороших стиха Ирины Котельниковой? Можешь назвать?" - Нет! А человеку нужно было из 30 авторов выбрать три-четыре произведения у каждого из них. У Лёши Егорова попробуй найди любимое… Они все хорошие. А у Бориса Константиновича? Как они ювелирно подобрали замечательные вещи! У меня никаких претензий нет, спасибо и низкий поклон, что есть такая книга.
- Какие рассказы Елены Чубенко вошли в хрестоматию?
- Меня спросили. Порекомендовала самые коротенькие "Солнышку и лету моего детства", "На море-окияне" и "Нечистая сила" про жеребёнка-сироту. Я исходила из интересов детей, чтобы им было не скучно читать маленький рассказ".

Напомню, "Хрестоматия по литературе Забайкалья" появилась на свет благодаря финансовой поддержке компании "Генезис". И это уже не первое учебное пособие для забайкальских школ, которое выпущено при спонсорской помощи "Генезиса". Откуда такая позиция, несомненно вызывающая уважение? Что вами движет, почему ваша компания помимо основной своей деятельности - реализации книг - занимается издательской деятельностью?

Владимир Дмитриев, один из руководителей компании "Генезис": "Наша издательская деятельность начиналась с издания комплекта "Символика Забайкальского края". Это было лет 6-7 назад. Потом у нас появилась идея, что надо сделать обычные ученические тетради, на обложках которых была бы информация, связанная с Забайкальем. От проекта к проекту мы получали опыт и интерес. Мы же работаем здесь, это же наш родной край, родная территория, здесь наши родители, культура, история, корни. Это находит внутреннее отражение, понимание, что нам это важно, интересно, мы это сохраняем. Мы начали работу по проекту Забайкаловедение - рабочие тетради для начальных классов. Дальше пошёл старт в среднюю школу. Очень важное событие произошло в образовании нашего края, системным образом в школе изучается краеведение. Забайкальские писатели раньше изучались, когда педагог к этому готов, у него есть на это время, есть опыт и желание. С творчеством Граубина я познакомился во внеурочное время, в детском лагере. А за школьной партой такой возможности у меня не было. У нас появился интересный предмет "Русская родная литература" и хрестоматия помогает реализовать этот предмет. Мы это поддерживаем, понимаем. Проект был поддержан нами на всех этапах: мы его финансировали, продвигаем этот проект. 
- Как замечательно, что есть люди, думающие, как мои гости, и делающие это доброе дело. Принимали ли вы участие, пусть советами, пожеланиями в составлении Хрестоматии?
- У нас, конечно же, были обсуждения по поводу хрестоматии. Это не антология, поэтому я не имею права воздействовать на список произведений, авторов. Писатели всё, что хотели, уже написали. Задача - проанализировать и все произведения составить таким образом, чтобы они были интересны школьнику на его этапе взросления. У меня нет такой компетенции, чтобы делать отбор произведений или авторов, я выступаю здесь, как читатель. А вот обложку я утверждал и смотрел, она у нас очень красивая. Даже обложка имеет своё определённое значение, смысл - рассвет забайкальской литературы. Конечно, была проделана работа по поводу вступительных слов, мною она была прочитана, потому что надо было поставить: подписано в печать. У нас даже дата подписания в печать символическая… Мы подписали в печать 5 октября – это Международный день учителя.
- Как корабль назовёшь…
-Это было задумано специально
- Давайте взгляд в будущее осуществим… Какая работа впереди?
- Хрестоматия уже живёт свой самостоятельной жизнью и она утверждает свои законы. К данной хрестоматии мы составляем сборник дидактических материалов для школьников. К каждому произведению мы подбираем список заданий.
- Такая рабочая тетрадь.
- Да. Ещё одна составляющая комплекта – книга для учителя, в которой о каждом авторе будет биографическая справка и методический анализ произведений. Там авторов будет больше, потому что достаточное количество литературоведов работает, есть уже готовые статьи.
- Есть прекраснейшая идея - сделать аудиозаписи начитки произведений авторами. Те, которые рядом с нами. Представьте, ребёнок слышит голос автора! Послушать, как он говорит. Возможно своей интонацией автор закладывает другой смысл. А прослушать запись через какое-то время - это вообще прекрасно!
- А нас-то радийщиков как это греет! Мы готовы к вам присоединиться.
- А детское чтение… Это тоже один из вариантов. Сейчас идёт конкурс "А у нас в Забайкалье", более 600 заявок поступило от школьников Забайкальского края. Столько ребят, жаждущих читать стихи наших авторов".

Людмила Камедина, научный консультант "Хрестоматии по литературе Забайкалья для 5-9 классов": "Я думаю, что хрестоматия будет интересна школьникам, что дети увлекутся, прочитают не одно стихотворение, которое рекомендуется учебником, они обратятся к сборникам. Ведь наши дети пишут сами, огромное количество детей пишет стихи. В своё время Вячеслав Вьюнов назвал это всё "забайкальской поэтомассой", все -  поэты, но есть ли материал у этих поэтов, о котором можно говорить. Что они могут найти в этом стихотворении? Я считаю, в хрестоматию подобраны стихи хорошего качества, я не говорю, что всё Пушкин, высокая лирика, хотя Вишнякова я бы поставила на первое место… У нас есть великолепные поэты, прекрасные стихи и у Вьюнова, и у Макарова, у Ярославцева, у Граубина… Я думаю, дети будут читать, они пишут стихи и им будет интересно, как поэт слагает рифмы, какой размер он выбирает, какая интонация в стихотворении. Они будут читать эту хрестоматию. Подборка прекрасная, там есть над чем работать и о чём говорить".

Валерия Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой литературы ЗабГУ, почётный работник высшего профессионального образования России: "Это здорово, что мы находимся в рамках этого замечательного проекта. Наконец-то учителя получают возможность работать так, как положено - с программой, с учебником, с хрестоматией, с материалами для детей и для учителя".

Владимир Дмитриев, один из руководителей компании "Генезис": "Я бы ещё добавил, что хрестоматию интересно почитать не только школьникам. Её надо бы почитать и родителям. Говорят, у нас сейчас - поколение детей нечитающих родителей. Цифровой век, доступность играют злую шутку. У человека информационный перегруз, возникает проблема, как проверить информацию, что она достоверна. Поэтому вопрос формирования компетентного читателя, исследователя - это очень важный вопрос. Только компетентный родитель может понять, что же дать ребёнку на каждом году его жизни, что воспитать из него человека".

Валерия Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой литературы ЗабГУ, почётный работник высшего профессионального образования России: "Нужно ещё добавить, что у нас растёт поколение жаждущих читать детей, и дети очень часто приобщают своих родителей к чтению. Не удивляйтесь. Об этом свидетельствуют наши опросы, работа с детьми, встречи с забайкальскими писателями. Поэтому я думаю, эта хрестоматия будет иметь очень большой успех у читателей разного возраста, как подростков, так и взрослых".

Елена Князева, Наталья Сергеева, Людмила Груша, 25 янв 2021, 14:00

Связанные теги: литератураобразование

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus