ГТРК Чита
$: 74.14 р. | €: 89.51 р. | ¥: 11.48 р. |  Вход | Регистрация
$: 74.14 р. | €: 89.51 р. | ¥: 11.48 р. | 

Дальневосточный вектор Забайкалья, 5 февраля 2021

0 0

Сегодня расскажем о том, как ситуацию с принятым бюджетом в наступившем году, а также экономическую деятельность профильных министерств оценивает Контрольно-счётная палата Забайкальского края в лице её председателя Светланы Доробалюк. Узнаем у главы надзорного ведомства и о том, какие изменения, по её оценке, произошли в работе органов власти региона.

Прошедший год для экономики Забайкалья стал не только временем ограничений и трудностей из-за пандемии, но и усиленной работы органов власти по улучшению всех основных показателей развития. Правительство региона старалось ответить на вызовы сложного периода выполнением не только текущих задач, но и многих планов по 11 национальным проектам, в которые регион включился в 2019 году в связи с вхождением в Дальневосточный федеральный округ. Кроме того, в нагрузку для края были и планы центров экономического роста - ЦЭРы, государственные программы, например, управление финансами и госдолгом, содействие занятости населения, развитие сельского хозяйства и другие, привлечение инвестиционных проектов и действующих, и новых компаний в рамках ТОР - территории опережающего развития, которая подразумевает предоставление значительных преференций по налогам на землю, имущество и прибыль, административную и инфраструктурную поддержку. При этом Забайкальский край должен был не только выполнить многие планы, но и получить беспрецедентные в сравнении с прежними годами средства из федерального бюджета. За них, правда, регион также обязан отчитываться, чтобы не были сокращены программы дальнейшего финансирования. По итогу прохождения сложного 2020 года не без долгих обсуждений был принят главный финансовый документ края на год наступивший. На почти 11 миллиардов увеличивается доходная часть бюджета, составляя в сумме 84,11 миллиарда рублей. Учтены внутренние поступления или так называемые собственные доходы в размере почти 45 миллиардов. Федеральные средства составят почти 40 миллиардов в основном для исполнения нацпроектов и госпрограмм.

Во время обсуждения закона о бюджете были высказаны и замечания со стороны основного надзорного ведомства - Контрольно-счётной палаты Забайкальского края. Этот орган оценивает прогнозы по развитию экономики региона, проводит аналитическую работу, отслеживает целесообразность расходов получаемых профильными министерствами средств, проводит проверку деятельности органов власти по управлению финансами в целом.

Светлана Доробалюк, председатель Контрольной-счётной палаты Забайкальского края: "Прогноз социально-экономического развития является, по нашему мнению, излишне оптимистичным. В результате возникают риски недостижения макроэкономических параметров, заложенных в бюджет на трёхлетний период, которые предполагают умеренные темпы роста и валового регионального продукта, и индекса промышленного производства, а также показателей развития человеческого капитала. Мы предлагаем своевременно осуществлять корректировку прогноза и, соответственно, бюджетных проектировок по доходам и по расходам бюджета. Особенностью проекта бюджета является устойчивая динамика прогнозируемых налоговых и неналоговых поступлений".

Учитывая сказанное главой надзорного органа, мы решили уточнить у Светланы Доробалюк причины, по которым возможен негативный сценарий исполнения принятого на этот год бюджета, несмотря на то, что в нём предусмотрен рост поступлений и федеральных средств, и собственных доходов региона. На это председатель Контрольно-счётной палаты дала свой подробный ответ.

Светлана Доробалюк, председатель Контрольной-счётной палаты Забайкальского края: "Бюджет у нас основывается на макропрогнозе, согласно которому, если мы рассматриваем 2021 год, предполагается выход на уровень докризисного периода и продолжения роста экономики до 2023 года. Мы отмечали тот факт, что макроэкономический прогноз является излишне оптимистичным, так как он не учитывал вторую волну пандемии. Это основная причина. На момент составления прогноза она уже являлась реальностью. Всё-таки считаем, что падение основных макроэкономических показателей этого года будет больше, чем по официальному прогнозу. Сейчас таких точных оценок ещё не сделано, но понятно, что уже в первом полугодии 2021 года, сегодня видим, это уже сложно для экономического роста, показатели, скорее всего, будут скорректированы. Если показатели у нас корректируются, соответственно, логически и уточняется наш бюджет".

В этом смысле глава Контрольно-счётной палаты права, потому что опыт прошлого года показал, что из-за вводившихся вынужденных ограничений из-за пандемии прогнозы по исполнению бюджета менялись. Например, регион получил из федерального бюджета в виде компенсации более 3,5 млрд рублей, но это всё равно не оправдало расчёт на планируемый объём собственных доходов. Он был меньше к концу года на полтора миллиарда рублей. А в целом, по оценке, Светланы Доробалюк, финансовые потери региона, к которым привела пандемия, составили 5-6 миллиардов рублей. Тем не менее, Министерство финансов края смогло почти на 100% за вычетом примерно 5 миллионов выполнить план по объёму доходов. Основным источником стал НДФЛ - налог на доходы физических лиц, который взимается с заработной платы всех официально трудоустроенных забайкальцев. По оценке принятого бюджета на наступивший год министр финансов региона Вера Антропова считает его бюджетом стабильности, несмотря на то, что его наполняемость во многом определяется пока собираемостью НДФЛ, увеличивается и отчисления с прибыли организаций. Он пока направлен на сохранение запланированных доходов и расходов, а в приоритете остаются социальные обязательства по выплате пособий, пенсий и заработных плат с учётом индексации. О том, что нужно знать о структуре забайкальского бюджета, чтобы видеть проблему, которая мешает его развитию, мы спросили Светлану Доробалюк.

Светлана Доробалюк, председатель Контрольной-счётной палаты Забайкальского края: "Бюджет - это пирог. Основной слой этого пирога - это НДФЛ. В бюджете он составляет 40% иногда даже более. Это практически половина объёма собственных доходов. Чтобы было более понятно: общая доходность бюджета по 2020 году составляет 85,6 миллардов, 40 % в бюджете - собственные доходы, 39,7 миллиардов рублей. Из этих 40% - это НДФЛ, а 20% - налог на прибыль. НДФЛ, у которого постоянные темпы роста. По налогу на прибыль - не стабильный. Если первое место налога на прибыль у нас в 2019 году занимал в составе консолидированных групп налогоплательщиков "Норникель", потом шла железная дорога, потом "Атомэнергопром", потом "Сбербанк" и горнорудные компании, то в 2020 году первый пошёл "Атомэнергопром", затем "Норникель", "Сбербанк", дальше наши горнорудные компании, а железная дорога отсутствует. Для нашего субъекта основной налогоплательщик. Таким образом, мы от этого пострадали. Каким образом мы справимся с бюджетом 2021 года? Я бы назвала положительный момент - у нас имеются резервы".

Однако, Светлана Доробалюк отмечает, что, несмотря на то, что налог на прибыль организаций сложно рассчитать из-за его нестабильности, за пять лет наблюдается динамика - рост собственных доходов. Например, в 2017 году он составил 107,4%, в 2018 году - почти 110%, в 2019 - резкий рост до 112%, а за прошедший год пандемии почти 104%. Эти неплохие показатели, а также наличие резервов, позволяющих обеспечить все социальные обязательства, не отменяют необходимости для надзорного ведомства указывать на риски, которые могут возникнуть при выполнении планов. В связи с включением Забайкалья в нацпроекты и ЦЭРы появляются и новые расходы. Однако глава Контрольно-счётной палаты признаёт, что указанные риски, к которым относятся и переплаты налогов на имущество, не пугают, поскольку 2019 и 2020 годы показали, что с ними регион может справиться.

Светлана Доробалюк, председатель Контрольной-счётной палаты Забайкальского края: "Я бы не сказала, что бюджет 2021 года - прямо такая "бомба", он ровный, он только-только закрывает наши прямые обязательства: заработная плата, нормативно-публичные расходы, но, к сожалению, материально-техническое обеспечение на тот коэффициент инфляции, который мы бы хотели перекрыть, пока такой возможности в бюджете нет. Как говорится, не сразу Москва строилась. Бюджет радует. Очень бы хотелось, чтобы он был стабильный".

Кроме этого, по бюджету 2021 года председатель Контрольно-счётной палаты давала и оценку предоставляемых налоговых льгот как неэффективных. Их размер, по данным главы надзорного ведомства, составил за 2019 год 3,4 миллиарда, а на текущий прогнозируется 3,75 миллиардов рублей. Что это за льготы? Светлана Доробалюк пояснила, что это расходы, которые курируют в основном министерство экономического развития, финансов и министерство труда и социальной защиты. На поступление налоговых доходов существенное влияние оказывают льготы, которые предоставляются на краевом уровне. Распространяются они, прежде всего, на организации, участвующие в региональных инвестиционных проектах, которые декларируют не менее 30 млрд рублей капиталовложений. Эта льгота была введена в 2017 году, но впервые право на неё было реализовано в позапрошлом году. Чтобы кто-то мог ей воспользоваться, Минэкономразвития края сначала проводит расчёт самоокупаемости, эффекта для бюджета и социальных целей. На территории Забайкалья предоставлено 24 таких льготы. По оценке министерства за 2019 год шесть из них признаны эффективными и шесть неэффективными, а 12 - не востребованы, например, для физических лиц, использующих газовое топливо или на прибыль организаций, у которых она пока отсутствует. По сути налоговые льготы - это выпадающие доходы для бюджета, которые должны быть органично связаны с государственной программой экономического развития. 

Светлана Доробалюк, председатель Контрольной-счётной палаты Забайкальского края: "Если мы где-то что-то теряем, то мы где-то находим. Это в программе экономического развития должно быть. Что планирует Контрольно-счётная палата? Мы планируем провести экспертно-аналитическое мероприятие - проверить каждый налоговый расход, хотим посмотреть эффективность, структуру всех инвестиционных проектов, убедиться в том, что действительно нам эта льгота необходима. Поэтому впереди такая работа. Объектами контроля будут и министерство экономического развития, и министерство финансов".

Учитываются среди получателей налоговых льгот и компании-инвесторы, которые получили статус резидентов ТОР. Например, те, которые работают в городах Краснокаменск, Первомайск, Жирекен. Эффективной льготой для них оценивается отсутствие или минимальные сборы по налогу на имущество. Она же не востребована для тех, кто занят добычей полезных ископаемых. А из эффективных социальных льгот считается та, которая касается транспортного налога для участников Великой Отечественной войны и многих пенсионеров. Кроме этого, глава надзорного ведомства отмечает и увеличение поддержки населения края благодаря включению в Дальневосточный федеральный округ. Как его субъект мы стали получать средства для социально-экономического развития. Например, ежегодно сумма на проведение капитальных ремонтов составляет более 3 миллиардов рублей, не считая поддержки в рамках национальных проектов, касающихся остальных сфер жизни, которые мы бы не получили, оставшись в Сибирском федеральном округе. В частности стала проводиться системная работа по поддержке малого и среднего предпринимательства. Её курирует в крае министерство экономического развития.

Итоговый отчёт о работе ведомства за прошлый год представлял в правительстве Забайкалья его глава Александр Бардалеев. В ходе мероприятия министр получил почти единогласное одобрение деятельности Минэконоразвития от присутствовавших представителей малого и среднего бизнеса, но не обошлось без ряда критических замечаний со стороны Контрольно-счётной палаты, чьё мнение очень важно для улучшения работы органа власти. Так, Светлана Доробалюк отметила более 100 нарушений. В основном все он касались порядков предоставления субсидий на сумму 700 миллионов рублей различным малым и средним предприятиям как меры поддержки в пандемию.

Светлана Доробалюк, председатель Контрольной-счётной палаты Забайкальского края: "Установили множество недостатков действующего регионального законодательства, которые влекут в дальнейшем низкую эффективность принимаемых мер по поддержке предпринимательства. Мы проверили сам Фонд поддержки малого предпринимательства, Корпорацию Развития Забайкальского края, Центр инноваций и поддержки предпринимательства, Микрофинансовый Центр, Гарантийный фонд и Фонд развития промышленности. Это целый комплекс, который работает на развитие нашего предпринимательства. Основные нарушения - в порядках предоставления субсидий. К сожалению, отсутствует методика определения размеров субсидий, то есть все субсидии предоставляются только в размере заявленного победителем конкурсного отбора, но не более сумм, предусмотренных в законе о бюджете. Не соблюдается принцип открытости, прозрачности расходования этих средств, не установлены нормативы, виды затрат на оказываемые организациями инфраструктуры услуги - это тоже приводит к излишним необоснованным тратам без достижения результата, выявлены признаки коррупциогенности в наличии возможности министерства по своему усмотрению устанавливать дополнительные условия предоставления субсидий - они не закреплены никаким нормативно-правовым актом".

Кроме этого, указала Светлана Доробалюк и на то, что конкурсные отборы проводятся министерством формально, отсутствует регламент оказания услуг, где был бы отражён их порядок, сроки, объём. Нормативно не утверждены создание рабочих мест и развитие экономики, например, в виде приоритетов поддержки тем, кто делает наибольший вклад в создание рабочих мест, в валовой региональный продукт, в налоговую базу региона. Эти цели необходимо письменно закрепить для согласованного применения со стратегическими документами края.

Светлана Доробалюк, председатель Контрольной-счётной палаты Забайкальского края: "Министерство не формирует политику малого и среднего предпринимательства. Если что-то и делают, то недостаточно. До настоящего времени нормативная база региона не приведена в соответствие с установленными требованиями и замечаниями Контрольно-счётной палаты. Мы это держим на контроле. Очень много причин - объективных и субъективных. Мы идём навстречу. Мы вынуждены губернатору говорить, что, простите, сегодня у нас 2021 год, а нам говорят: "Нам, пожалуйста, срок установите на июль 2021 года". Это будет полтора года как мы устраняем замечания. Это, конечно, никуда не годится. Мы можем оштрафовать, даже предложить несоответствие должностных лиц - такие права у нас есть, но мы хотели бы оперативность в устранении наших замечаний".

Тем не менее, председатель Контрольно-счётной палаты подчёркивает и целый рад положительных действий в работе Минэкономразвития: расширение инфраструктуры поддержки предпринимателей, особенно, после начала реализации региональных проектов, повышение доступности финансирования малого бизнеса, расширен размер микрозаймов - ранее он был от одного до трёх миллионов, стал от 50 тысяч до пяти миллионов рублей. Кроме этого, введены приоритеты для финансирования проектов, упрощена процедура получения поручительства в Гарантийном фонде, увеличено число обучающих мероприятий для предпринимателей: форумы, тренинги, мастер-классы, комплексные программы и многое другое. Однако Светлана Доробалюк отмечает важность соблюдения порядка в том, что цель использования бизнесом субсидии должна быть достигнута.

В целом главой счётной палаты края работа всех министерств оценивается как плодотворная. Серьёзным отличием от прошлых лет после вхождения в ДФО, по мнению, Светланы Доробалюк стало то, что мы не были готовы к потоку денежных средств, которые стали поступать по нацпроектам и планам ЦЭР. Только за период 2018-2019 годов счётная палата установила около 7 миллиардов нерациональных расходов, но результаты проверки 2020 года показывают уменьшение таких нарушений. Основная же цель надзорного органа - проводить работу на предупреждение рисков, улучшение взаимодействия органов власти. По мнению Светланы Доробалюк, ни одно из министерств не оправдывало возникающие проблемы пандемией, они стремились сделать всё возможное для выполнения планов. Однако в этом году надзорное ведомство усилит контроль над реализацией нацпроектов и плана ЦЭР, проведёт совместно со Счётной палатой России масштабную проверку работы с малым и средним предпринимательством, дорожно-строительную отрасль, здравоохранение по первичному звену, капитальному ремонту школ. Задач много, но главное - помочь органам власти улучшить их деятельность, чтобы жители края могли убедиться в их эффективности.

Дмитрий Балахонов, Андрей Сергеев

Читать весь текст

05 февр 2021, 17:38

Связанные теги: ДФО

Просмотреть все новости из этой рубрики: Дальневосточный вектор Забайкалья

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus