ГТРК Чита
$: 70.86 р. | €: 82.5 р. | ¥: 11.09 р. | 
$: 70.86 р. | €: 82.5 р. | ¥: 11.09 р. | 

Мастера искусств: Открытие 81-го театрального сезона и выставка знаменитого художника Даши Намдакова

0 0

Как говорится, свершилось… Забайкальский драматический театр 30 января открыл свой 81-й театральный сезон. По причине сложной эпидемиологической обстановки и распространения коронавирусной инфекции этот праздник трижды переносился. Как и предыдущий юбилейный 80-й, сезон 2020-2021 годов прошёл не в родных стенах, а на сцене Дома офицеров. Все мы знаем, что здание краевого театра драмы находится в стадии реконструкции.

Субботний вечер. В зале с учётом социальной дистанции рассаживаются люди. И маски не только на лицах актёров в нужный момент театрального представления, но и на лицах зрителей в течение всего действа. Таковы правила игры… точнее жизни. За кулисами последние приготовления. За пять минут до начала события - несколько вопросов заслуженному деятелю искусств Забайкальского края, режиссёру предстоящего театрального капустника Алексею Тебенькову.

- Я думаю, вы войдёте в историю Забайкальского драматического театра в связи с тем, что открываетесь после Нового года… Что вас держит, не даёт расслабиться, сохранять форму без дома, своих гримёрок?

- При всей трудности ситуации остаётся надежда. Надежда, что мы когда-то откроемся - сегодня это свершается... Надежда на то, что когда-то переедем в свой дом. Это тоже всё решается. Кроме надежды ничего, потому что ситуация для творческого человека вообще сложная - не выходить на сцену, не вступать в диалог со зрителем. Ничего, справляешься, держишь себя в тонусе, занимаешься творчеством в другой стезе, находишь себя… А иначе никак. И слава богу, спасибо нашему коллективу - всем цехам, всем артистам за то, что любые сложные ситуации возникают - достойно все с этим справляются.


- Хотелось бы узнать, что приготовили для зрителей. Интересное название - "Когда деревья были большими"... Это не ностальгия по юности, детству?

- Именно ностальгия. Именно ностальгия по дому нас повернула, чтобы окунуться в Советский Союз и на программах телевидения, которые мы знали наизусть, построить наш концерт. Мне кажется, это будет интересно и приятно тому поколению, которое застало Советский Союз, а для молодёжи это будет нечто новое.

- Мы безмерно рады, что Алексей Владимирович Тебеньков вернулся в родной театр… Ты знал, что это когда-то произойдёт?

- Я знал, что всё-равно вернусь. Это было временно, такова была ситуация.

- Как актёр понятно, а в качестве режиссёра есть какие-то планы?

- Планы есть. Я надеюсь, что они вполне осуществимы.

- Сейчас мандраж - давно ведь не выходили на сцену - волнение, радость? Что?

- Мандраж в любом случае присутствует, но когда четвёртый раз пытаешься подойти к открытию, такое двоякое непонятное чувство. Зритель сядет на свои места, откроется занавес - тогда всё встанет на свои места, так и должно быть. Потом после концерта мы будем обмениваться, кто как себя чувствовал, увидев людей в зале. Думаю, у всех это волнение присутствует, но это волнение очень хорошее и по очень хорошему поводу.



На сцене директор Забайкальского театра драмы, заслуженный работник культуры России Юрий Пояркин и министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович. Звучат слова поздравлений с событием, которого все с нетерпением ждали.



Ирина Левкович, министр культуры Забайкальского края: "Хочу надеяться, что этот театральный сезон станет запоминающимся, ярким и принесёт нам незабываемые впечатления, затронет какие-то струнки нашей души. Хочу поздравить от всей души всех, кто много лет отдаёт театральному делу, всех, кто в зале, любителей театра. И пожелать вашему творческому коллективу новых зрителей. С праздником всех!"

Перед началом представления министр вручила почётные грамоты Министерства культуры Забайкальского края четырём артистам театра, отметившим в минувшем году юбилейные даты. Это заслуженные артистки России Любовь Гамова и Екатерина Рябова, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Елена Сафронова и артист Олег Силин.

А затем сцена превратилась в телевизионный павильон. Оператор выкатил из-за кулис громоздкую телекамеру советских времён. Зажглись софиты. Гримёрша навязчиво пыталась припудрить лица ведущих, чтобы не блестели, а помреж, передвигаясь ползком, дабы не попасть в кадр, доставляла автору программы то забытый текст, то нужный пиджак… Главное же, атмосферу телевизионного действа создавали заставки телепередач прошлого века, которые хорошо знакомы всем, кто жил в Советском Союзе.

На заднике меняются чёрно-белые кинозаставки известных телепередач советского телевидения. Их любили, их ждали, их авторам писали письма… Представление телепередачи из прошлого подкреплялось музыкальным, танцевальным, юмористическим номером в исполнении артистов.



Юрий Пояркин, директор Забайкальского театра драмы, заслуженный работник культуры России: "Впервые в жизни театральный сезон начинается 30 января. Что делать… Жизнь диктует свои условия, мы подстраиваемся под эти условия. В новом сезоне нас ждут встречи со зрителями и много творческих планов.
- Сейчас как состояние у вас, у актёров? Не перегорели?
- Не думаю, что перегорели. Наоборот в ожидании, в предвкушении хорошего зрительского отношения к артистам.
- Что ждёт в течение театрального сезона?
- Мы, когда были на карантине, не сидели сложа руки, создавали спектакли. Их уже несколько названий. Капустник создавался к 27 марта, к Дню театра. Сегодня мы его покажем. Следующая премьера будет Жени Нимаева. Он поставил к 75-летию победы спектакль "Рядовые". Следующая примьера будет 13 февраля. Это будет бенефис заслуженного артиста России Алексея Зайнчковского, где он в главной роли - "Шум за сценой". Затем "Преступление и наказание" - к 200-летию Достоевского создавался спектакль. Сказка у нас есть для детей новая - "Приключения Бобика или улыбка хвостом". Сейчас мы готовимся - новая работа "Проделки Ханумы". Этот спектакль мы готовим к юбилею нашей артистки Светланы Алфёровой. Не будем забывать о нашем репертуаре, о наших гастролях по краю и регионам России.
- Вы открываетесь без потерь?
- Слава богу в нашем коллективе всё нормально. Были у нас случаи болезни коронавирусной инфекцией, но они прошли благополучно. Сейчас все в строю.
- Чего ждёт коллектив?
- Встреч со зрителем - это самое главное, ждёт встречи в обновлённом здании театра - это тоже главное, чем живёт коллектив, дышит, ждёт, чтобы поскорее въехать в своё здание".

Зрители вспомнили в этот вечер многие ретро-программы и любимых ведущих - "Музыкальный киоск" с Элеонорой Беляевой, "Кинопанораму" с Эльдаром Рязановым, "В мире животных" с Николаем Дроздовым, "От всей души" с Валентиной Леонтьевой, "Вокруг смеха" с Александром Ивановым…
Создатели театрального капустника отличились и фантазией, и юмором, и актуальными сатирическими сценками, и авторскими песнями, переложениями произведений классиков.



В театральном представлении в день открытия сезона была занята почти вся труппа. Пели куплеты, с юмором рассказывали о несуразицах театральной жизни, смеялись над актёрскими штампами.

Забайкальское отделение Союза театральных деятелей России в лице актрис театра Татьяны Литвинцевой и Елены Сафроновой преподнесло коллегам нужные и вкусные подарки - от чайника до огурцов домашнего соленья и пирожков собственного приготовления. Через три дня после открытия сезона Забайкальский театр драмы показал первую премьеру. Это драматическая баллада "Рядовые" по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева, за которую автор получил в 1985 году Государственную премию. Как рассказывал в одном из интервью Алексей Ануфриевич Дударев: "Писал на основе рассказов отца, других фронтовиков, тех, кто был в плену, в партизанах, а также матери, бабушки и сестёр, живших под оккупацией, испытавших долю беженцев. Также я базировался на лучшей литературе о войне - на произведениях Василя Быкова, Алеся Адамовича, Янки Брыля. <…> Впитывал, пропускал через себя. А главное, я основывался на рассказах ветеранов, не на парадных их выступлениях, а на тех, которыми делились в своём кругу. Как воевали, как погибали и выживали, как голодали, попав в окружение, как выходили из него…" Наверное, поэтому в военных пьесах Дударева есть та самая правда, которая поражает фронтовиков. Невозможно было изменить этой правде и на сцене. Поставил спектакль заслуженный деятель искусств Забайкальского края Евгений Нимаев.

Евгений Нимаев, заслуженный деятель искусств Забайкальского края: "Режиссёр взял эту вещь, проверенную временем, проверенную театрами. Почему захотелось взять эту вещь? Может потому, что это Дударев и сам играешь на сцене в его пьесе.
- Долго искал. Он шёл у нас уже в 85 году - к 40-летию как раз написал Алексей Ануфриевич это произведение, но подобного я не нашёл - пьеса о самой войне. Тут у нас и Холокост, и молодые на войне, и любовь на войне, все аспекты показаны тут.
- И люди совершенно разных взглядов…
- Да. Кто не ожесточился, кто, наоборот, ожесточился и будет ещё долго воевать после окончания войны. Как раз самое жерловое, причём, конец войны и смерти, самое главное, такие нелепые… От этого драма. Подобного я не нашёл - либо много любви, либо это около войны, либо какое-то одно направление. Тут у нас весь спектр войны показан. Вообще, он большой спектакль, часа три он, наверное, идёт. Но тут пришлось подмарать - полтора часа он у нас идёт. Там 13 действующих персонажей, сократил до семи. Почему? Хочется, чтобы этот спектакль по краю поездил и он уже поездил, отзывы имеет. Мобильный спектакль. Преследовали такую задачу.
- Чувствуется, что у вас создан ансамбль…
- Это всё было вымучено, выстрадано, перелопачено. Знал, чего хочу. Молодые ребята – надо было нутро их задеть. Мало было просто текст проговорить прошедших войну, а показать этот синдром послевоенный. Все персонажи они разные по сути.
- Финал. Это ваш финал?
- Финал? Да. Да простит меня Алексей Ануфриевич, что я и забайкальскую тему тут сделал. Одного из главных героев старшину Дугина сделал местным, забайкальским. Чтобы нашу тему тоже... Что так безбожно сократил. Драматурги и писатели хотят доразвить тему, им кажется, что зритель не допоймёт. Пришлось воду процедить, самые сгустки оставить. Задача была сложная - взять за нутро зрителя в самом начале и донести до самого конца. Это может вопреки всем канонам театрального действа - завязка, кульминация, развязка. Взять и потом отпустить. Я так работаю. И моноспектакли я делаю так, и тут с ансамблем тоже попытался это сделать. По-моему, получилось".

В только в что прозвучавшей сцене были заняты все актёры, исполнившие в спектакле мужские роли - Леонид Лехнер, Дмитрий Шестаков, Алексей Терёхин, Владимир Щеглаков, Максим Немчинов. Женские образы создали актрисы Татьяна Куклина и Анна Халецкая. Анне ещё пришлось сыграть и немецкого глухонемого подростка. Все исполнители молоды, и тема войны отделена от них временем с человеческую жизнь. Но, наверное, в россиянах на каком-то генетическом уровне и спустя десятилетия жива память о борьбе с фашизмом, переданная отцами, дедами, прадедами.

- У этого спектакля необычная судьба. Сначала премьера на малый зал, потом гастроли и вот уже большая премьера, выход на зрителя.
- Это как раз премьера, потому что у нас была сдача ,и потом мы сразу поехали на гастроли после карантина. Мы отыграли порядка десяти спектаклей в разных районах. Но так получилось, что мы опять ушли на карантин и два месяца мы его не играли. Вспомнили текст, мизансцены… Надо ещё учесть, что было много событий: и спектакли сдавали, и новогодняя кампания была. Поэтому у нас такой спектакль со сложной судьбой.
- Вообще трудно переводить на большую сцену?
- Конечно. И сцены небольшие, и залы небольшие. Надо расширять своё воздействие и со светом тоже.
- Лишняя физика, она всегда накладывает на внутреннее состояние, на тексты. Лишние два шага, их надо как-то оправдать.
- Коснулись гастролей. Как принимали спектакль в районах?
- Великолепно. Вообще театр в эти места заезжал очень редко, то, что мы там объявились, уж было событием. И тема была очень щемящая. С детьми люди приходили, мы работали на границе, нас пограничники встречали очень хорошо.
- И самое удивительное, когда метроном звучит в финале, люди вставали. Я сейчас говорю об этом и слёзы…
- Это очень трогательно, аж мурашки по всему телу
- Мы всё дальше и дальше уходим от войны. Каждый создаёт свой образ, и чтобы он был честным и настоящим, как каждый себя готовит?
- Здесь такая штука получается: текст написан с такой болью, написан человеком, который не по слухам, он пережил. Даже читая этот текст, по-другому никак сыграть невозможно. Начинает сердце стучать совсем по-другому. Конечно, сложно вжиться в такие ситуации, они невозможны для нашего времени такие ситуации, когда гибнут дети. Когда ты начинаешь об этом думать, лично у меня всё поднимается.
- Ещё и женщина на войне. Я не представляю, с чем сталкивались женщины будучи там. Я через 40 лет после войны родилась, естественно я знаю об этом только из книг, из рассказов. Леонид правильно говорит, - текст написан правильно. Я когда его произношу, у меня всё внутри переворачивается, понимаю, что это находит отклик несомненный. Пьеса просто великолепная.
- Сейчас тоже очень много пьес, что называется, на грани. Но сегодняшние страдания какие-то чернушные, а здесь пьеса о человеческом духе, преодолении этих страданий. Сейчас у нас почему-то идёт смерть, будущего нет, а у этих людей будущее было, они о нём мечтали, думали даже в таких условиях ужасных.



Всё дальше уходит от нас Великая война с фашизмом. Меняется жизнь. Но и в этой новой жизни нам нужна правда о трагических событиях прошлого. Спектакль "Рядовые" Забайкальского театра драмы об этом.

В этот же вечер, когда на сцене Дома офицеров шёл премьерный спектакль "Рядовые", совсем рядом - на третьем этаже музейно-выставочного центра проходило открытие персональной выставки всемирно известного мастера, заслуженного художника Российской Федерации, а ещё нашего земляка, родившегося в селе Укурик Хилокского района, Даши Намдакова, "Дорога домой".

Первая выставка работ Даши Намдакова, которая называлась "Вселенная кочевника", проходила в этих же стенах 15 лет назад. Над созданием экспозиции тогда работали заслуженные художники России Валерий Баширов и Роман Цымбало.



Это выставка великого художника. Первый раз мы с ним встретились в 2006 году. Художник делает то, что он видит, а он делает то, что он знает и понимает. Это великий философ своей родины Забайкалья, своего народа, потому что его искусство всегда трогает человека.

- У него пластика своеобразная. Работ много новых. Он нашёл себя свою пластику. Это очень сложно, что он делает, тем более всё в материале - тяжёлый: бронза, серебро, он многими материалами занимается. Литьё. Это профессионализм особый, ремесленный, потому что это очень сложно из формы перевести в пластику. На нынешней выставке, открывшейся в предверии Сагаалгана, Нового года по буддийскому или лунному календарю, представлено около 30 работ Даши Намдакова: станковых скульптур, малой пластики, изделий декоративного искусства. Экспонаты размещены в зале таким образом, что каждый можно рассмотреть детально и со всех сторон. А это очень важно. Ведь удивительным образом скульптор передаёт в своих бронзовых творениях мельчайшие нюансы - мимики лица старого воина, напряжения мышц грациозного животного, необъяснимой магии мифологического существа.



Выставка называется "Дорога домой", как и одна из работ Даши Намдакова - старый уставший конь и умудрённый жизнью всадник, оглядывающийся назад к своим истокам.
Народный художник Бурятии, Академик Российской академии художеств, почётный член Флорентийской Академии искусства рисунка Даши Бальжанович Намдаков на открытии своей выставки признался, что не любит, когда перечисляют все его регалии и заслуги, важнее для него сами творенья.

Даши Намдаков, заслуженного художника РФ: ""Дорога домой", потому что у меня пошли тенденции в эту сторону. Проколесив весь свет от запада до востока, какая-то динамика, энергия ведёт домой. По этому поводу мы сейчас делаем проект "Тоужи", это часть нашей деревни. Я получил поддержку. Этот проект для меня очень важный. Я думаю, он нужен региону. Нужны позитивные примеры, очень важно, чтобы люди очень внимательно относились к своей малой родине, не ждали, когда с неба свалится. Мы сами в состоянии поддерживать, развивать свою деревню, свой город. Скоро будет в деревне Укурик большая выставка, будут приезжать художники, с которыми я общаюсь, не только российские, будут приезжать из разных мест. Даст бог, будет уникальное место в Забайкальском крае. Спасибо огромное, я вас люблю и уважаю, вы - мои родные".



Губернатор Забайкальского края Александр Осипов заверил всех, пришедших на открытие выставки, что поддержка талантливому земляку в осуществлении его идеи - создания в родном селе культурного центра и художественной мастерской - непременно будет оказана.

- Каждый деятель культуры заслуживает поддержки, внимания, но при том масштабе, которого достиг Даши Бальжанович Намдаков, непонятно, он нам может больше оказать поддержки или мы ему. Мы будем всё делать, что ему нужно - теплоту родного края, заботу людей постоянно чувствовать, обязательно помогать. Он сам будучи человеком очень чистой души не забывает свою родину, эту нить постоянно поддерживает, и мы вместе должны дать шанс для каждого забайкальца реализовать свои задатки и таланты.



Оказывается, есть немало примеров благотворительной помощи землякам со стороны Даши Бальжановича Намдакова: в проведении двух забайкльских биенали, в материальной поддержке факультета искусств ЗабГУ, в предоставлении именных стипендий студентам, наконец, в издании книги писателя Бориса Макарова "Золотые зимородки" о взаимоотношениях человека и природы, что созвучно творчеству художника. Сам мастер об этих фактах скромно умолчал. Его благодарили другие.
И ещё один подарок сделал читинцам Даши Намдаков. Сам провёл первую экскурсию и рассказал истории создания некоторых своих работ. Об этом в одной из следующих передач. Друзья, до 28 марта у вас есть возможность побывать на выставке скульптора Даши Намдакова и увидеть его "Стрелка", "Чингисхана", "Царицу", "Медведицу", "Сказку"… На словах о них не расскажешь, нужно видеть, поверьте.



Читать весь текст

Елена Князева, Наталья Сергеева, Ольга Пригодина, 08 февр 2021, 14:00

Связанные теги: культуратеатрвыставки

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редакторы сайта - Акопян Карина Артуровна, Пасько Людмила Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus