ГТРК Чита
$: 76.98 р. | €: 92.23 р. | ¥: 11.78 р. |  Вход | Регистрация
$: 76.98 р. | €: 92.23 р. | ¥: 11.78 р. | 

Последний переезд: Почему происходят ДТП на железной дороге и как их переживают машинисты ЗабЖД

0 0

Наверняка вы слышали такое знаменитое крылатое выражение: "Жизнь - это великий дар". К сожалению, многие его забывают и осознанно идут на риск, надеясь на знаменитый русский авось. Каждый раз любители острых ощущений находят, на их взгляд, разумные объяснения своему поведению. К примеру, перебежать проезжую часть перед близко идущим транспортом - ничего страшного, покататься на машине по скользкому шоссе - мне нравятся опасные приключения. Увы, в последнее время число поклонников адреналина резко увеличилось. Кто в этом виноват? Современные компьютерные игры, где у человека может быть несколько жизней? Век бешеных скоростей? Желание везде успеть, никуда не опоздать? Динамичный информационный поток, вовлекаясь в который, человек уже не имеет сил, чтобы остановиться и подумать? Сложно ответить на эти вопросы однозначно. Ясно одно: любая дорога, автомобильная или железная, - это важная транспортная артерия, наша надёжная помощница, но она же может быть крайне опасной. Почему-то иногда люди об этом напрочь забывают... Лично нас в начале этого года потрясли факты, когда с разницей в несколько дней произошли две страшные аварии на станциях Гыршелун и Домна. В обоих случаях легковые автомобили врезались в поезда, погибли дети. Не будем выносить личную оценку действиям водителей. Не наше это дело. Отметим лишь одно: согласно официальным данным, большинство подобных аварий происходит по вине автолюбителей, хотя у них больше возможностей для манёвров, больше шансов избежать столкновения с железнодорожным составом. Машинисты же всего этого лишены. Они не могут свернуть в сторону, потому что поезд движется только прямо, по рельсам. Мгновенно остановить состав тоже не получится. Чисто технически такое просто невозможно. Единственное, что может сделать машинист - это громко посигналить и применить экстренное торможение.

Что думает, что переживает в эти минуты человек, управляющий огромной махиной, которая буквально летит по рельсам? Наверное, и страх, и боль, и осознание того, что беды не удастся избежать. На нём и так лежит колоссальная ответственность либо за людей, если это поезд пассажирский, либо за материальные ценности, если это состав грузовой. В общем, это огромная моральная нагрузка, и столкновение с автомобилем её может кратно увеличить, потому что человек испытает стресс. Вот к таким невесёлым размышлениям мы пришли, когда попытались посмотреть на ситуацию глазами обычного машиниста. Однако мы погрузились в область предположений - сами-то в подобных ситуациях никогда не бывали, только читали о них в официальных пресс-релизах. Теперь же у нас есть возможность побеседовать с теми, кто не понаслышке знает, что такое ДТП на железнодорожном переезде с участием автомобиля и поезда.

Наша встреча с несколькими читинскими машинистами состоялась чуть меньше месяца назад. Познакомились. Оказалось, что они не начинающие, а опытные специалисты. У каждого из них уже накоплен солидный стаж работы. Сначала удалось побеседовать с Дмитрием Селиным.

Дмитрий Селин, машинист: "Я работаю машинистом около десяти лет. Работа, конечно, очень ответственная. Я обычно обслуживаю участок "Карымская-Петровский Завод". Бывали такие случаи, что экстренно тормозить приходилось? Да, конечно, случаи такие бывали, но остановить мгновенно локомотив нельзя. Тормозной путь может составлять более километра, если скорость большая. У нас предельно допустимая скорость грузовых поездов - 80 километров в час. Конечно, бывают стрессовые ситуации, когда недисциплинированные водители подъезжают к переезду с большой скоростью. Порой бывает не понятно, хочет человек проехать переезд перед моим поездом или хочет остановиться. Да, такое бывает, и это стрессовая ситуация для локомотивной бригады. Ваши действия каковы в этот момент? Мы подаём звуковые сигналы за четыреста метров до переезда, как гласит инструкция. Если я вижу, что автомобиль в габарите, то есть я его собью, грубо говоря, то применяю экстренное торможение.
- Скажите, пожалуйста, груз моральной ответственности ощущаете?
- Конечно, ощущаю. Вести грузовой или пассажирский поезд - это очень большая ответственность и моральная нагрузка. Слава богу, сбивать никого мне не приходилось, но риск такой был, и он постоянно сохраняется, потому что мы очень много переездов проезжаем. Постоянно на них машины. Едешь и думаешь, что у человека в голове? Не понятно же, да?"

Далее знакомимся с машинистом Олегом Марковым. Он признаётся, что всякое случалось за время его двенадцатилетней службы в качестве железнодорожника, но по-настоящему драматические события Олег испытал четыре года назад, возле села Харагун. Тогда в его грузовой поезд врезался легковой автомобиль. Травмированного водителя на вертолёте госпитализировали в Читу. Сам Олег Марков физически не пострадал, но познал, что такое душевные терзания. Позже он не раз думал о том, можно ли было избежать того, что произошло. Непростые размышления пришли к нему после ДТП, а в минуты столкновения времени на раздумья просто не было. Машинисту на принятие решения отводятся не часы и минуты, а секунды.

Олег Марков, машинист: "Времени на раздумья у нас нет. Это реально доли секунды, чтобы применить экстренное торможение, чтобы принять все меры для остановки локомотива с поездом. Автомобиль я видел, когда он остановился возле переезда где-то на расстоянии тысячи метров. Это было днём. Буквально через двадцать должны проследовать электропоезда с чётной и с нечётной сторон. Самое страшное в таких случаях - это сход подвижного состава. У подвижных составов загрузка разная. Могут быть взрывоопасные грузы. На данном участке было ограничение скорости - 60 километров, а я следовал со скоростью 58 километров в час. Он перед самым локомотивом продолжил движение. Решил, что проскочит, но расстояние было слишком маленькое. Вы его предупреждали сигналами? У нас регламентирована бдительная езда, особо бдительная езда при следовании перед переездом, подача звуковых сигналов большой громкости, переключение буферных фонарей, прожекторной лампы. Многие водители зачастую это игнорируют, особенно на неохраняемых переездах, к сожалению.
- Водитель один находился в автомобиле?
- Водитель находился один, был в нетрезвом состоянии. Машину убрали с пути. Локомотив не получил повреждения, а автомобиль марки "УАЗ". В кузове у него находились канистры с бензином. Электровоз состоял из трёх секций. Головную секцию и ходовую часть полностью залило бензином. Стоял вперемежку запах бензина и алкогольных паров. Могло произойти воспламенение, потому что колодки у локомотива чугунные. При соприкосновении колеса - железа с железом - может возникнуть искра, и бензин может воспламениться".

А произойти аналогичная чрезвычайная ситуация может где угодно: и на маленькой станции, и на переезде практически в черте крупного города. Кстати, одна такая авария как раз произошла в Чите, на пересечении улиц Лазо и Ярославского. Автомобилисты, железнодорожники и пешеходы знают, что движение на этом участке может быть оживлённым в любое время суток. Все куда-то торопятся, летят, боятся опоздать. А тут железнодорожный переезд… Многие рискуют быстро преодолеть это препятствие и умчаться дальше, навстречу неотложным делам. Вот только зачем? Ведь подождать нужно всего несколько минут, и они же могут спасти жизнь водителя и пассажиров, находящихся в салоне автомобиля. Увы, люди помнят о столь простых вещах далеко не всегда. Мы надеемся, что сейчас, после рассказа машиниста Михаила Гимаева, у кого-то, кто слушает нас сейчас, изменится мнение о том, что на железнодорожном переезде можно лихачить. К слову, Михаил и попал в ту аварию на пересечении улиц Лазо и Ярославского, но его вины в случившемся не было.

Михаил Гимаев, машинист: "У нас работа такая, что мы несколько раз за день пересекаем переезды, которые не ограждаются. Есть только звуковая и световая сигнализация. Здесь же бывает большое количество машин. Водители игнорируют полностью локомотивы и вагоны. Мы останавливаемся перед переездами. Для нас загорается белый локомотивный светофор для разрешения движения. Составитель выходит, ограждает переезд. Мы проезжаем, а он пешком нас сопровождает. Садится на вагон, даёт команду к движению, и мы переезд проезжаем. В этом заключается суть нашей работы. А случай у меня был - ДТП с автомобилем. Это произошло в апреле прошлого года. Мы обслуживали Остров и ехали вперёд вагонами. Было, наверное, вагонов двенадцать. Я не видел ДТП. Составитель дал мне остановку, мы перед переездом остановились. Он оградил переезд, дал опять остановку, я за переездом остановился. Прошло всего несколько секунд, когда я тронулся с места, и он сказал: "Машинист! Остановка!" Я понял: что-то не так, применил экстренное торможение. После этого при осмотре состава выяснилось, что в нас на полном ходу врезался автомобиль "Мерседес". Время было двенадцать часов ночи. Не знаю, каким чудом, но пассажир выжил. Это была девушка. Она просто не увидела состав на переезде и на полном ходу в него врезалась. Вызвали гаишников, которые приехали и всё оформили. У нас такая политика: мы после ДТП пишем объяснительные, проходим нарко- и алкотест, что машинист был адекватен и вменяем. После этого мы ходим на адаптацию к психологам, проходим тестирование, садимся на массажные кресла, потому что стресс присутствует. Для машиниста это переживание. Любой может оказаться в подобной ситуации".

Михаил Гимаев не преувеличивает. Это действительно ЧП, на которое остро реагируют машинисты. Каждый из них понимает, какую огромную ответственность несёт за судьбы пассажиров или грузов, а тут ещё ДТП! После него члены локомотивной бригады пишут объяснительные и идут на собеседование к психологу. В процессе беседы выясняется при каких обстоятельствах произошла авария, всё ли было предпринято ради того, чтобы её избежать. Кроме того, проводится диагностика психологического и физического состояния таких сотрудников, так как сильные переживания могут привести к ухудшению их здоровья.

Евгения Маслюкова, и.о. начальника лаборатории психофизиологического обеспечения клинической больницы "РЖД медицина": "Психофизиологическая лаборатория создана для того, чтобы обеспечивать психофизиологическое сопровождение деятельности работников локомотивных бригад. Что сюда относится? Начиная от первичных профессиональных отборов, которые проходят локомотивные бригады при устройстве на работу. Начиная с этого звена они попадают в поле нашего зрения, и уже непосредственно во время их работы в локомотивном депо они с нами встречаются регулярно. Мы за ними следим: за их состоянием здоровья, за эмоциональным состоянием. В общем, сопровождаем в течение всей деятельности. Они проходят периодический профотбор, то есть с периодичностью определённой, и кроме этого, проходят динамический контроль, то есть в динамике отслеживается состояние. Они у нас бывают раз в квартал - это стопроцентно, не учитывая различных внештатных ситуаций. Что входит в поддержку? У нас есть раздел коррекционной работы. Во-первых, мы консультируем машинистов. Предлагаем им посетить комнату психологической разгрузки и мобилизации, где они проходят восстановление с помощью аудиовизуального комплекса. Кроме того, у нас есть аппарат биологической обратной связи, на котором хорошо регулируются физиологические показатели организма. Кроме этого, применяются все методы психологической разгрузки, которыми обладают наши специалисты. Если мы коснулись вопроса о наезде на человека или на другое транспортное средство, то есть произошла нештатная ситуация. Машинист, помощник машиниста, конечно, в этой ситуации испытывают огромный стресс. С чем это связано? С тем, что неотвратимость ситуации происходит, то есть поезд - это не автомобиль, который может отвернуть вправо или влево, чтобы избежать столкновения, поезд двигается строго по рельсам, поэтому неотвратимость ситуации как раз является пиковой в формировании психофизиологического стресса. Произошла ситуация - что мы делаем? Руководство депо в течение суток со дня происшествия отправляет бригаду к психологу. Машинист и его помощник приходят к нам. Мы с ними обязательно проводим собеседование, в процессе которого выясняется, как произошла ситуация, что случилось, какие действия машиниста и его помощника были в тот момент. Оценивается состояние человека, как он себя после этого чувствует, что испытывает - мы всё это выясняем. Кроме этого, проводится аппаратная диагностика. В зависимости от того, какой получится результат, мы либо назначаем коррекцию эмоционального состояния на базе нашей лаборатории, либо пользуемся всеми ресурсами физкультурно-оздоровительного центра. Если состояние машиниста вызывает у нас опасение, если мы считаем, что человек должен быть более углубленно обследован, то мы его обязательно отправляем к цеховому терапевту, потому что это может отразиться и на здоровье локомотивной бригады. Как правило, машинисты адекватно реагируют на наши действия и делают всё, чтобы как можно быстрее вернуться в строй и приступить к работе. Но им всё равно сложно. Это огромный стресс, потому что сам факт случая ДТП, особенно если оно было со смертельным исходом или травмирования в тяжёлой степени участников ДТП - это осложняет ситуацию. На локомотивной бригаде лежит большая ответственность. Играет роль, как я уже говорила, и неотвратимость ситуации. Да, он сделал всё, что необходимо, согласно инструкции, звуковое оповещение подал, но бывают такие ситуации, когда не избежать столкновения. Тогда мы будем иметь дело с последствиями".

К сожалению, многие автолюбители уверены, что подобные истории - не про них. Уж они-то всегда успеют проскочить, уж их-то "железные лошадки" не подведут! Увы, как показывает практика, подводят, потому что в пути может случиться что угодно. Самое же главное - водители не всегда трезво оценивают свои силы и возможности. К примеру, им кажется: поезд ещё далеко, и едет он не очень быстро. На самом деле - это оптический обман, иллюзия. Стоит ли им доверять? Или лучше прислушаться к словам опытных машинистов Олега Маркова и Дмитрия Селина?

Олег Марков: "Водителям я бы сказал, что нужно безукоризненно выполнять правила ПДД, не лихачить, а думать, что их дома ждут. Цена ошибки - это жизнь".

Дмитрий Селин: "Я бы им хотел пожелать благоразумия за рулём, чтобы не торопились, лучше на переезде постоять и пропустить поезд. Потратить эту минуту, но сохранить свою жизнь и здоровье".

И действительно, лучше дара, чем жизнь, придумать невозможно! Дорожите им, дорогие земляки, и не подвергайте себя и своих близких опасности!

Мария Бова, Алексей Аликин, Людмила Груша, 03 мар 2021, 17:36

Связанные теги: железная дорогаДТП

Просмотреть все новости из этой рубрики: Полюс доброты

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus