ГТРК Чита
$: 76.98 р. | €: 92.23 р. | ¥: 11.78 р. |  Вход | Регистрация
$: 76.98 р. | €: 92.23 р. | ¥: 11.78 р. | 

Почётный работник общего образования РФ, руководитель туристического кружка и заведующая школьным краеведческим музеем Наталья Куликова

0 0

Говорят, что учитель - это не профессия, а призвание. В наши дни столь популярное крылатое выражение звучит как-то по-особенному. Почему? Трудно подобрать слова, которые дали бы точный ответ на этот вопрос, но мы попытаемся. Издавна считается, что учителем может стать не каждый, и к нему с незапамятных времён предъявляются высокие требования: знать свой предмет лучше других и владеть различными методиками его преподавания, быть воспитанным, вежливым, выдержанным, обладать широким кругозором, желанием постоянно расти, двигаться вперёд и, самое главное - любить детей.

Иначе в школе просто делать нечего. Вот и остаются здесь только энтузиасты своего дела, которые не представляют свою жизнь без уроков, звонков и переменок. Конечно, никого не удивишь тем, что человек 20 или 30 лет посвятил преподавательской деятельности, но когда стаж работы в учебном заведении приближается к 50 годам, - это настоящий подвиг. Когда слышишь о подобных примерах, то непременно хочется процитировать известные строки поэта Николая Некрасова: "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!" Сегодня их хочется посвятить почётному работнику общего образования Российской Федерации Наталье Евгеньевне Куликовой. В пятой читинской школе она трудится уже 48 лет! Но интересен не только этот факт, но и то, что Наталья Евгеньевна сама когда-то в ней училась, а затем, по окончании Читинского государственного педагогического института, вернулась сюда в качестве учителя географии, ещё чуть позже - руководителя туристического кружка, а также заведующей школьным краеведческим музеем. Вот он, настоящий сюжет для художественного произведения - от повести и романа до кинофильма: верность однажды выбранному пути! Конечно, Наталья Евгеньевна так не считает. Она вообще человек скромный. Мы бы с ней и не познакомились, если бы однажды, абсолютно случайно, нас не свела судьба. Дело в том, что в этом году совпали две значимых даты, два юбилея - Центрального района города Читы и знаменитой школы №5. Наталья Куликова проводила экскурсию для представителей СМИ по здешним экспозициям и сначала немного нервничала, называя журналистов "страшными людьми". Но во время общения оттаяла, и разговор пошёл неспешный, доверительный. Мы спросили: "Наталья Евгеньевна, почему вы выбрали именно географию?" И под тихое гудение музейной лампы полился интересный рассказ.

Наталья Куликова: "Трудно сказать. Вообще, я мечтала стать геологом. Природа, хождение по родному краю - это просто притягивало, потому что родители мои были геологами, и каждое лето я проводила на лоне природы, причём дикой природы. Это я очень любила. Когда закончила институт, ко мне пришла наша завуч Галина Анатольевна Иванова и сказала. На тот момент у нас в школе произошло несчастье: умерла учитель географии и руководитель музея Лидия Семёновна Смолер. Освободилась вакансия, и мне было предложено её занять. Таким образом я сюда и попала. Сначала было очень трудно: классы большие - 30-32 человека, все переполненные. Сами понимаете, когда приходишь молодым специалистом, всё везде страшно. А выручил туризм. Организовалась группа туристическая, и потом она стала такой опорой в моей жизни, в моей работе, что я благополучно выжила и дожила до такого возраста. Куда вы детей водили? О! Где мы только не были! Самый большой и длительный поход был по местам ссылки декабристов. Когда мы в походы шли, перед нами стояла задача не только оздоровительная - здоровый образ жизни, как сейчас говорят, а ещё и собирать краеведческий материал. И вот мы из города Улан-Удэ - сначала там прошли по местам декабристов и оттуда пошли по полям, лесам, а иногда и по дороге. Маршрут наш составил тогда 150 километров. Шли мы полторы недели. Я уже говорила, что иногда мы шли по дорогам, а иногда по полям и лесам. Всё зависело от того, надо ли нам заходить в посёлок или не надо. Обязательно встречались со старожилами, был собран интересный материал, который собирался в большие альбомы, которые теперь хранятся в архиве. По результатам этих материалов нас отправили на всероссийский туристический слёт. Мы с достоинством там выступали".

Подопечные Натальи Евгеньевны Куликовой тогда, в ходе всероссийского туристического слёта в городе Иваново, проявили себя не только как талантливые начинающие краеведы, но и как ребята с хорошей физической подготовкой. Они оказались в числе лучших по спортивному ориентированию. Читинские школьники прошли весь маршрут довольно гладко, практически без штрафных очков, и заняли второе место. О том составе кружковцев Наталья Евгеньевна вспоминает с большим теплом: девочки - чуть младше мальчиков, и между ними царили тепло, дружба и взаимопонимание. Они помогали как друг другу, так и соперникам. А это, согласитесь, дорогого стоит. К слову, Наталья Евгеньевна утверждает, что её на достижение новых высот вдохновляли дети. Но нам кажется, что здесь велика и роль наставника, по уши влюблённого в своё увлечение. Не случайно Наталья Евгеньевна шутливо называет себя "чокнутым туристом". Общение с природой для неё до сих пор имеет колоссальное значение. Она говорит, что раньше с нетерпением ждала 25 мая. В это время начинался туристический сезон. Тщательно к нему готовились все: она, как руководитель объединения и дети, как участники кружка. Помнит Наталья Евгеньевна свой первый поход.

Наталья Куликова: "Первый мой поход - разница в возрасте у нас была пять лет, но ни один не обратился ко мне на "ты", не сказал: "Мы тебя слушать не будем". Вы знаете, это было такое уважение и такое отношение к природе! Мне не надо было говорить: "Ребята, там нужно убрать". Может быть, поэтому я так и приросла здесь. Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы я не занялась туризмом и спортивным ориентированием. Вообще-то главная цель у каждого похода была - выйти на туристические слёты. Надо отдать должное нашей районной администрации, что её сотрудники организовывали многоступенчатые соревнования. Сначала на уровне района, если мы там побеждали, нас допускали до городских соревнований. Если одерживали победу на городском уровне, нас отправляли на соревнования областные, а дальше могли попасть и на всероссийские. Поэтому одна из целей была - достойно пройти маршрут. Я уже сказала, что экологически это было очень здорово. Я не помню такого, чтобы мы где-то что-то за собой оставили. Что касается изучения трав - мы обязаны это было делать. На туристическом слёте один из этапов - это определение растений. Нам давали квадрат: определите, что за растения, можно ли их использовать в медицине. Этим мы, естественно, постоянно занимались не только во время похода, но и до него. Мы изучали топографию, карту. Дети спокойно шли. Вот в Иваново им дали карту и сказали: "Идите", и они спокойно передвигались. Тут соединились и история края, и география, и биология. Кроме того, мы должны были хорошо рисовать, потому что нужно было выпустить газету, боевой листок. Мы должны были хорошо готовить, потому что был конкурс поваров. Жить было интересно, -это я вам точно говорю. Я очень сожалею, что сейчас всё это не происходит. Этого нет. Про туристические слёты вообще забыли. И последний поход был в какой-то пионерский лагерь, в котором мы располагались. Уже не палатки, а из домиков мы выходили на задание. Может быть, это тоже интересно. Мы пели, танцевали, у нас была художественная самодеятельность. Но я бы лучше в поход пошла и пожила бы в палатках".

"Туризм - это настоящая школа жизни", - уверена Наталья Евгеньевна Куликова, поскольку он развивает в детях самые лучшие качества: интеллект, эрудицию, широкий кругозор. Ребята должны много знать, чтобы собрать уникальный краеведческий материал по истории, биологии, географии и другим предметам. Кроме того, школьники должны быть сильными, выносливыми и терпеливыми, чтобы преодолевать огромные расстояния. Следовательно, колоссальное значение имеют хорошая физическая подготовка. Дети должны иметь чёткое представление, что такое экологическая культура и бережное отношение к природе. Также важны навыки, которые могут пригодиться не только в походе, но и в повседневной жизни: правильно сориентироваться на местности, оказать первую медицинскую помощь, разбить палатку, развести огонь, вскипятить воду в котелке и приготовить горячую пищу. И наконец, как же без тяги к прекрасному, без романтических вечеров с гитарой и песнями у костра? Но самое главное, и об этом говорилось ранее, - умение быть настоящим товарищем и готовность в любую минуту протянуть руку помощи тому, кто попал в беду.

Наталья Куликова: "Это просто поразительно: до последнего такая самоотдача у ребят. Конечно, иногда мы спорили, ссорились, но вы же сами понимаете, это жизнь. Не всё может быть очень-очень гладко, но взаимное уважение - я просто этому поражалась. Группа детей оказывается в ситуации, когда нужно всецело отвечать за свои поступки, потому что от этого не только тебе будет хорошо или плохо. От этого зависит всё, что у нас рядом. Был случай как раз вот в этом походе, когда мы на поле вышли. Это был май очень засушливый, воды мало, и девчонки наши стали в обмороки падать. Мальчишки забрали у них все вещи. У них рюкзаки висели сзади и спереди. Вот такая была взаимопомощь. Дошли до речки, упали в неё и пили воду".

Наталья Евгеньевна Куликова хорошо понимала, что в походе может случиться всякое, и была готова к самым худшим вариантам развития событий. В дорогу с собой она брала всё необходимое, что может пригодиться на природе.

Наталья Куликова: "Обязательно аптечка, причём по полному перечню, начиная с сердечно-сосудистых препаратов, бинты, вата, бутылка водки для обработки ран. Мало ли, какие экстренные случаи, поэтому там был полный набор всего. Это обязательно. Я же курсы медсестры заканчивала, поэтому элементарный навык оказания первой помощи у меня был, поэтому достойно вырулили, вышли.
- Скажите, пожалуйста, кто-нибудь из ваших учеников пошёл по вашим стопам, то есть стал географом, биологом, историком, краеведом?
Заканчивали многие, но никто не пришёл в школу, и никто не занялся тем, о чём вы говорите. Только один, самый первый мой выпускник, Саша Леонов закончил Улан-Удэнский сельскохозяйственный институт и очень долгое время работал лесником на Байкале. Мы с ним встречались, переписывались. Он нас всё приглашал приехать туда. Потом переписка заглохла, и я не знаю, где он. Этот товарищ был фанат природы. Перед окончанием школы у него в семье случилась трагедия: умерла мама, и мы за него очень боялись, но природа его выручила, спасла".

Заметно, что Наталья Евгеньевна тоскует и по тому времени, и по бывшим выпускникам, которые, став взрослыми, разлетелись по всей стране, как птицы из родительского гнезда. Наверное, ей немного грустно от того, что они не связали свою жизнь с изучением природы, но ведь это не главное, верно?

Наталья Куликова: "Во-первых, они людьми стали. Один из моих туристов погиб, он был моряком. Девчонки стали медиками. Два человека работают в полиции, дослужились до высоких чинов. Даже лётчик-испытатель есть. Рязанское лётное училище окончил".

Наталья Евгеньевна сокрушается, что со многими её бывшими учениками связь оборвалась, а ведь они когда-то переписывались, делились новостями, рассказывали о своих достижениях. Не раз учительница задумывалась над тем, чтобы призвать на помощь средства массовой информации и разыскать своих ребят. К тому же, скоро появится и официальный повод: туристическое объединение пятой читинской школы готовится отметить свой полувековой юбилей!

Наталья Куликова: "Я всё смотрю передачу "Жди меня", и у меня возникает желание написать туда письмо. Не обязательно сюда приезжать, хотя бы откликнуться, кто, где и как живут. Такая мысль есть".

Работа с юными туристами - это лишь одна ипостась деятельности Наталья Евгеньевны Куликовой. Второе её серьёзное увлечение - это школьный музей, экспонаты для которого собираются и хранятся необычайно бережно. Сначала он был краеведческим, затем стал рассказывать не о регионе, а об истории учебного заведения.

Наталья Куликова: "Здесь были представлены материалы по истории: гражданская война, Великая Отечественная, природа нашего Забайкалья, то есть он тогда смешанный был, и здесь экскурсии проводили, но потом силу набрал наш краеведческий музей, и там профессиональные экскурсии. Конечно, те экспонаты, которые представлены там, не сравнимы с нашими школьными, поэтому мы переориентировались. Тем более, там были люди, которые предложили нам шефскую помощь, и мы переориентировались, надобность в нём, как в краеведческом, постепенно отпала. Сначала оставили одну природу, причём краеведческий музей сделал нам отличную экспозицию. Здесь были экспонаты и птицы, и звери. Мы не уничтожили окончательно отдел природы. Что-нибудь мы вернём сюда. Окончательно мы не закрыли эту тему, но решили: нам - 80 лет. В принципе, надо знать, где ты учишься, поэтому решили создать музей истории школы. Для города Читы он уникален. Больше такого музея "от и до", от начала и до конца… Экспозиции есть очень хорошие в школах, но так, чтобы его довести от начала и до нашего дня, я пока ещё не встречала. Это моя жизнь - музей, туристические походы".

А ещё жизнь Натальи Евгеньевны Куликовой тесно связана с классным руководством. Многие учителя, имеющие солидный стаж работы, отказываются от этого вида деятельности, а Наталья Евгеньевна не может и не хочет, потому что любит общаться с детьми не только во время своих уроков, но и в течение всего школьного дня. К примеру, она планирует провести для своих подопечных серию классных часов, посвящённых истории Центрального района города Читы, он в этом году отмечает юбилей. Причём, Наталье Куликовой хочется организовать эти мероприятия таким образом, чтобы ребята приняли в них самое активное участие, чтобы школьники послушали воспоминания учителей и поняли, насколько значимы их рассказы о былом.

Наталья Куликова: "Вот раньше у нас в городе Чите три школы считались самыми передовыми - это четвёртая, пятая и вторая. Мы во всех областях соперничали: и в спорте, и в туризме, и в краеведении, но это, знаете, было такое хорошее сотрудничество. Никто никому не завидовал. Интересно, что сами учителя, которые этим занимались, друг другу помогали. Не было такого: а, я сейчас тебя утоплю, лишь бы мне выиграть! Нет, всё было наоборот! Я то время вспоминаю с большим удовольствием, потому что тогда были взаимное уважение и общая цель. Люди жили дружно и помогали друг другу. Не надо было строить какие-то козни для того, чтобы стать победителем. К примеру, я ходила с поклоном к организатору туристической деятельности из четвёртой школы. Она меня всему научила. Я пришла молоденькая в 1973 году. Меня взяли на учительский туристический слёт. Я понятия не имела, что такое спортивное ориентирование. Она же меня всему научила! Я в школу пришла и начинала с азов. Самое главное, что училась я, и учились дети. Не было такого: я пришла и всё знаю, нет. И мы с ними учились. На первый слёт все приехали на машинах, а мы пешком пришли. Все привезли столы, стулья, оборудование, а мы выкопали себе ямку, вокруг сделали стол насыпной. Мы были настоящими туристами. Первый год мы проиграли, просто решили познакомиться, посмотреть, но потом потихоньку-потихоньку, в течение пяти лет мы были победителями областных соревнований, за что нас и отправили на всероссийские соревнования".

Слушаешь Наталью Евгеньевну Куликову и поражаешься тому, какая она доброжелательная, умная, разносторонне развитая. Конечно, школьникам с такой учительницей скучать не приходится. К слову, не только детям, но и взрослым с ней общаться легко, приятно и интересно, потому что Наталья Евгеньевна замечательный рассказчик. Она и учебный материал может хорошо объяснить, и о жизни поговорить, и прекрасную экскурсию по своему музею провести.

Наталья Куликова: "Вот эта витрина посвящена нашим выпускникам, называется она "Память наших сердец". Раздел посвящён выпуску 1953 года. Мы его называем "золотым выпуском" нашей школы, потому что многие выпускники известны не только в Забайкалье, но и по всей России. Например, Князькин Юрий Михайлович - заводила выпуска, потому что именно он сумел организовать и собрать своих товарищей и приехать к нам на сорокалетие школы. Он является создателем и разработчиком конструкций космических аппаратов связи".

Мы долго ещё бродили по скромному школьному музею, и Наталья Евгеньевна основательно, не торопясь рассказывала нам и о других знаменитых выпускниках читинской школы №5, а их, поверьте, немало. В её рассказе было столько доброты, столько гордости за бывших учеников, что трудно это передать словами. А нам, тем временем, вспоминались размышления Натальи Евгеньевны о том, что связь со многими её ребятами, которые давно стали взрослыми людьми, потеряна. Надеемся, что они услышат нашу передачу и откликнутся, найдут свою замечательную учительницу и вспомнят былые времена… Закончить же нашу передачу хотелось бы стихотворением Андрея Дементьева, потому что оно созвучно с нашими сегодняшними размышлениями. Возможно, оно тронет чьё-то сердце. Человек возьмёт телефон и наберет номер телефона школы, которую когда-то окончил, чтобы просто узнать, как идут дела у любимого учителя…

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Читать весь текст

Мария Бова, Мария Вырупаева, Ольга Пригодина, 21 мар 2021, 08:40

Связанные теги: туризм

Просмотреть все новости из этой рубрики: Портреты земляков

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus